Posted 23 мая, 16:47
Published 23 мая, 16:47
Modified 23 мая, 17:36
Updated 23 мая, 17:36
Елена Петрова
Австрийская энергетическая компания OMV в специальном заявлении предупредила, что из-за решения неназванного европейского суда в стране могут значительно сократиться поставки газа. Это произойдет в том случае, если Австрии придется выполнить это решение.
В этом случае OMV придется переводить деньги не Газпрому, а неназванной компании, чью позицию суд и подтвердил. Если это действительно произойдет, австрийская энергетическая компания ожидает, что «Газпром» прекратит поставки газа. В аналогичных ситуациях российский газовый гигант так и поступал. С остановкой поставок для потребителей в Австрии могут наступить существенные изменения. Однако руководство компании заверило, что газ будет поставляться из других источников.
Если бы не решение суда, Газпром и дальше бы поставлял голубое топливо в альпийскую республику до 2040 года. В отличие от Германии, которая когда-то покупала 45 млрд кубометров в год, австрийцы не только не уменьшили, а даже нарастили поставки российского трубопроводного газа в 2023 году. В декабре доля российского трубопроводного топлива в газовом балансе страны достигла 96%, увеличившись за месяц на целых 20%.
Контракт с OMV достаточно жесткий. Формула — take or pay — не позволяет австрийцам выйти из него, поскольку, по его условиям, берешь ты газ или не берешь, платить все равно придется. Поэтому руководство энергетической компании достаточно расслабленно относилась к призывам австрийских политиков сократить долю российского газа — для этого, говорили в OMV, нужно создать правовую основу.
Объемы, которые потребляют в Австрии, по нынешним временам существенные. До СВО OMV в лучшие годы получала из России свыше 13 млрд кубов газа, как это было в 2021 году. В 2023 году потребление снизилось до 8,1 млрд кубов, однако на фоне совокупных поставок 21,2 млрд кубометров, по оценкам директора по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, Газпром может потерять 38% от общеевропейских поставок. Для компании, получившей в 2023 году рекордный минус доходов, новые потери на рынке принесут только одно — еще большие многомиллиардные убытки.
Для Австрии альтернативой трубопроводному газу с Ямала может стать только сжиженный газ из Катара или США. СПГ будет стоить дороже, поскольку своих портов у сухопутной Австрии нет, и тогда регазифицированное топливо потечет по трубе из Германии. Там действует сбор за хранение газа, и тогда цена автоматом вырастет на 21 доллар за 1000 кубометров. Впрочем, это удорожание на фоне снижения цен на СПГ на спотовом рынке больших проблем для потребителя не вызовет.
Тем не менее, вопрос, какая компания получила право забирать доходы Газпрома в Европе остается открытым. Ни политики, ни чиновники такой информацией не располагают. Однако сейчас в Германии проходят сразу несколько процессов, в которых Газпром выступает ответчиком.
Проблемы с российскими активами есть не только у Данона или Балтики, но и в энергетическом секторе. Президент Путин подписал в январе 2024 года указ о национализации активов австрийской компании и германской Wintershall Dea. «Севернефтегазпром» принадлежал на 60% европейцам, Газпром владел только 40%. При этом в австро-немецком альянсе OMV с 25% было младшим партнером.
«Севернефтегазпром» добывает газ на Южнорусском месторождении, пишет газета «Ведомости». После национализации обе компании заявили протест, хотя им предложили компенсацию. Правда, деньги останутся в России на спецсчетах, и воспользоваться ими бывшие владельцы не смогут.
Австрийцы, понимая такое развитие событий, списали 2,5 миллиарда евро заранее, еще в феврале 2023 года.
Немецкие компании находятся в более сложном положении, чем их альпийские соседи. По закону об акционерных обществах, руководство немецкой компании как концерн, который торгуется на бирже, не может просто взять и списать миллиарды. Менеджеры обязаны обратиться в суд, что, видимо, и произошло. Однако о результатах в прессе пока ничего не сказано.
Другая ситуация с еще одним бвышим партнером Газпрома из ФРГ — компанией «Юнипер», бывшим «Рургазом».
После отказа Газпрома поставлять газ в Германию для немецкого энергетического гиганта замаячила в 2022 году перспектива банкротства. Спасло «Юнипер» правительство ФРГ, выкупив более 99% акций дюссельдорфского концерна. По решению Европейской комиссии, Юнипер должен не позднее 2028 года вернуться на биржу. Планы у государства на это есть — на 2025 год намечено первое размещение, но для этого «Юнипер» должен урегулировать свои дела с Газпромом.
Договоры на поставку газа из России продолжают действовать до 2035 года, и они заключены по той же схеме, что и с австрийской компанией. Неважно, сколько газа будет отобрано, заплатить придется за все, и простят только 20% от всех поставок. А они немалые. После начала СВО «зависли» 250 тераватт-часов, или треть годового потребления Германии. Маловероятно, что в Москве дадут команду открыть вентиль, пишет деловое издание Wirtschaftswoche, но остаточные риски есть, и это может отпугнуть инвесторов.
Поэтому менеджмент Юнипера был вынужден обратиться в арбитраж в Стокгольме. Немцы подали иск против Газпрома на сумму 14 миллиардов евро. Ущерб от остановки поставок Газпромом уже давно списан, но есть нюанс. Если суд признает правоту немецкой компании, договоры с Газпромом можно будет аннулировать. И тогда путь на биржу свободен.
Газпром тоже не сидит, сложа руки. Российская компания подала встречный иск против «Юнипер» на те же 14 миллиардов, но только в Петербурге, если немцы в Стокгольме выиграют.
Неизвестно, решение какого суда лежит на столе у СЕО OMV, но очевидно, что крайним в этих раскладах будет маленькая Австрия.