Posted 20 мая, 21:01

Published 20 мая, 21:01

Modified 22 мая, 08:21

Updated 22 мая, 08:21

Зеленский ушел в вечность вслед за Радой

20 мая 2024, 21:01
Владимир Зеленский — президент Украины или нет? С сегодняшнего дня однозначного ответа на этот вопрос уже не существует. И противники, и сторонники легитимности Зеленского при этом ссылаются на законы.

Николай Владимиров

Выборы президента в военное время: за и против

Последние президентские выборы на Украине, на которых бывший лидер студии «Квартал-95» Владимир Зеленский одержал победу над Петром Порошенко, состоялись 31 марта 2019 года. Затем, 20 мая, Зеленский принял президентскую присягу и на следующий день приступил к исполнению своих обязанностей.

Согласно конституции Украины, срок полномочий президента составляет 5 лет. Таким образом, к 21 мая 2024 года конституционный срок полномочий Владимира Зеленского как главы государства должен был бы закончиться. Если бы не случилась СВО и сам Зеленский не ввел бы военное положение в стране.

Это констатация сложившейся ситуации, а дальше начинаются ее юридические толкования. В администрации (офисе) Зеленского и в ЦИК Украины ссылаются на запрет проводить выборы в условиях военного положения. Он закреплен в Избирательном кодексе и в законе о военном положении.

Согласно разъяснению ЦИК страны, президент (если он не болен и не ушел в добровольную отставку) обязан исполнять свои обязанности до приведения к присяге следующего главы государства, который будет избран в ходе голосования, назначенного по окончании военного положения.

Сам Владимир Зеленский всегда публично придерживался такой же позиции: в условиях военного положения выборы проводить нельзя. Как заявил он в начале декабря прошлого года в интервью AP, он-то выборы провести готов, но большинство его сограждан против. И при этом уточнил, что не может себе представить, что покинет этот пост в такое время.

Однако противники такого продления полномочий президента, а это известные юристы и политики, например, экс-спикер Рады и действующий нардеп Дмитрий Разумков, а ранее и вся фракция партии Петра Порошенко «Европейская солидарность» в парламенте страны, — ссылались на то, что конституция по статусу выше любого другого закона.

А она как раз и не предусматривает отмены выборов из-за военного положения. По логике этих критиков, если закон противоречит конституции, он просто должен быть приведен в соответствие с ней. То есть депутаты Рады должны изменить Избирательный кодекс и закон о военном положении, а исполнительная власть провести выборы в конституционные сроки.

Спикер Рады против застоя демократии

То есть если бы не военное положение, то на 31 марта 2024 года Верховная рада Украины должна была назначить выборы президента, но этого не сделала.

Заметим, что даже если бы она и назначила выборы, нашлись бы те, кто мог поставить под сомнение это решение. Поскольку сама Рада может оказаться не вполне легитимной. Согласно конституции Украины, выборы нового состава Рады должны были пройти в последнее воскресенье октября 2023 года. Но со ссылкой на те же положения Избирательного кодекса и закона о военном положении полномочия депутатов были продлены.

В случае с парламентскими выборами ситуация менее запутанная, поскольку в конституции Украины есть положение, предусматривающее такое продление полномочий депутатов из-за военного или чрезвычайного положения (статья 83).

Однако, по мнению ряда украинских юристов, это положение не запрещает проводить выборы, а разрешает их не проводить (что не одно и то же). И в середине прошлого года этот факт неожиданно подтвердил соратник Зеленского, спикер Верховной рады Руслан Стефанчук.

28 июля он заявил: «…Конституционного запрета проводить выборы во время военного положения нет». При этом спикер Рады в пользу проведения парламентских выборов привел такой довод: «Не должно быть застоя… демократии». По его словам, такого же мнения придерживались и на Западе, в частности президент Парламентской ассамблеи Совета Европы г-н Кокс.

То есть, по мнению критиков Зеленского, юридически парламентские выборы вполне можно было провести. Да, с определенными огрехами. Не были бы учтены голоса населения на «не подконтрольной» Киеву территории. Но оно в большинстве своем сменило гражданство на российское, и его голоса все равно не учли бы при подсчете. И не все беженцы смогли бы принять участие в выборах.

Хотя большинство из тех, кто перебрался в Европу, все же, думается, получили бы такую возможность. Еще была бы проблема с волеизъявлением военных на передовой, но наверняка и ее можно было бы решить, например, с помощью электронного голосования.

Но этого не случилось, и отмена сначала парламентских выборов, а затем и президентских, по мнению критиков украинской власти, привела к ее узурпации на неопределенный период времени одной политической силой — Владимиром Зеленским и его партией «Слуга народа», которая имеет «монобольшинство» в парламенте.

Как говорят критики Зеленского, теперь ему невыгодно стремиться к миру с Россией и начинать переговоры, поскольку за ними последует отмена военного положения и неизбежность проведения выборов президента и парламента, на которых, судя по социологическим замерам, «слуги» не победят.

Конституционный суд как «русская рулетка»

Между тем, есть простой путь определить, является ли Владимир Зеленский легитимным главой государства после 21 мая 2024 года или нет, — обращение в Конституционный суд Украины. И в украинской прессе со ссылкой на источники во власти в начале года даже делались утверждения, что офис президента подготовил такой запрос в КС.

Однако, как отмечало издание «Зеркало недели» в феврале этого года, в офисе опасались, что ответ судей может оказаться отрицательным. Согласно этим данным, для принятия решения были необходимы голоса 10 судей (всего их должно быть 18).

Однако на тот момент в КС было всего 13 судей, больше половины из которых (7) принято считать близкими к экс-президенту Порошенко, который ранее активно «качал» тему будущей нелегитимности Зеленского. Был и другой аргумент у советников Зеленского против запроса в КС: сам факт его подачи может «разогнать» тему возможной нелегитимности президента среди тех, кто на тот момент в ней не сомневался.

А раз запрос не был отправлен, действует последнее разъяснение КС на этот счет. И таковое имеется — от 15 мая 2014 года. Он устанавливает, что 5-летний срок — единственный конституционно разрешенный, на который избирается президент.

Препятствие на пути к миру, но обходимое

По мнению ряда экспертов, такое спорное правовое положение украинской власти на руку тем силам в руководстве России, которые также выступают против переговоров о мире и за СВО до победного конца.

К таким «ястребам» принято относить, например, экс-президента РФ Дмитрия Медведева. И буквально 20 мая, менее чем за сутки до окончания конституционных полномочий Зеленского, Медведев приравнял «манипуляцию с законами» Украины ради отмены президентских выборов к «гибели несостоявшегося государства Украина».

По его словам, «Зеленский должен быть пойман и предан суду или же ликвидирован». Интересно, что не так давно карточка Владимира Зеленского появилась в базе разыскиваемых МВД РФ преступников, но потом без объяснения причин пропала оттуда. Возможно, это также связано с борьбой условных «ястребов» и «голубей» в российском руководстве.

Между тем, как говорилось выше, сомнительная легитимность Зеленского с 21 мая ухудшает условия для мирных переговоров между Москвой и Киевом. Президент РФ Владимир Путин 17 мая заявил, что для России «имеет значение» вопрос легитимности Зеленского в контексте подписания «судьбоносных документов».

Эксперты высказывали точку зрения, что офис президента Украины так борется за максимальную массовость первых лиц из других государств на мирной конференции в Швейцарии в следующем месяце в том числе для того, чтобы, поддержав «формулу мира Зеленского», они опосредованно подтвердили и его легитимность как лидера Украины.

Причем, целевая аудитория на конференции с этой точки зрения для офиса Зеленского — страны «глобального Юга», поскольку в ЕС и США уже заявили, что отмена выборов президента Украины — ее внутреннее дело. И в связи с отсутствием на конференции Китая, Бразилии и ЮАР очень важна позиция и представительство на ней Индии, которая в понедельник, вопреки надеждам Москвы, заявила о своем участии в форуме.

Что касается позиции России по легитимности Зеленского — не исключено, что она поменяется в зависимости от степени гибкости Киева в подходе к мирным переговорам. Не случайно же карточка Зеленского пропала из разыскной базы МВД РФ.