Мария Соколова
Сначала на премьера Словакии Роберта Фицо совершили покушение (врачам удалось его спасти — угроза жизни миновала), теперь разбился вертолет с президентом Ирана Ибрахимом Раиси на борту.
Многовато фатализма с первыми лицами государств для одной недели. Череда трагических событий уже вызвала домыслы о теории заговора. Самые отчаянные любители таких теорий обратили внимание и на то, что две последние трагедии (но это — совпадение) произошли после встреч с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Но даже если это всё — случайность и стечение обстоятельств, внезапная смерть главы государства — это всегда шок, в первую очередь для правящих элит, которые обостряют борьбу за властные позиции.
В итоге у руля могут оказаться люди с диаметрально противоположными взглядами на государственную политику. Измениться может всё, даже жизнь простых людей. А гибель президента Ирана Раиси — особый случай, ведь Иран после Исламской революции встал в оппозицию к западному миру, находится под санкциями и при этом, как отмечает The Washington Post, очень близок к созданию ядерного оружия (обогащённого урана хватит на 3 атомных бомбы). Плюс в самом Иране ситуация напряжённая: люди не в восторге от смертной казни по любому поводу.
«НИ» проанализировали историю и изучили самые известные случаи гибели президентов и их последствия.
Когда речь заходит о погибших президентах, то первым вспоминается Джон Кеннеди — президент США от Демократической партии. Его застрелили в 1963 году — в разгар холодной войны. На смену ему пришёл другой демократ — Линдон Джонсон.
С одной стороны, Джонсон отметился борьбой за равные права людей — в США при нём отменили расовую сегрегацию и запустили программу общедоступной государственной медицины Medicare. С другой стороны, он проводил очень агрессивную внешнюю политику.
В 1964 году при поддержке США было свергнуто правительство Бразилии, в 1965 году США отправили войска в Доминиканскую Республику и установили там лояльное правительство, чтобы не допустить усиления влияния СССР в регионе.
Значительную финансовую поддержку США оказывали южнокорейскому режиму Пак Чон Хи — благодаря этому развитие Южной Кореи так сильно отличается от развития Северной Кореи. Но самое главное — именно при нём началась активная фаза Вьетнамской войны с участием армии США. При Линдоне Джонсоне численность американских военных во Вьетнаме увеличилась с 20 тыс. до 540 тыс. человек.
Война во Вьетнаме завершилась поражением США, а общие потери по разным оценкам составляют от 1,3 до 4,2 млн человек.
Малоизвестный в России третий президент Республики Корея прославился политическими репрессиями и экономическими реформами. Именно он считается автором «Корейского экономического чуда», которое вывело его страну в число мировых промышленных лидеров.
В 1961 году, когда Пак пришёл к власти, Южная Корея была бедным государством — основная промышленность осталась в северной части. При поддержке США Пак смог привлечь капитал и технологии из Японии и создать ряд государственных институтов, поддерживающих развитие экономики.
В 1979 году его застрелил директор корейского ЦРУ — смерть Пака Чон Хи привела к череде политических потрясений. Следующий президент продержался на посту лишь несколько дней: последовал путч, власть перешла к главе разведки, было введено военное положение, возникли студенческие беспорядки и восстания, которые жёстко подавлялись.
В 2010 году при заходе на посадку в аэропорт Смоленска в условиях плохой видимости разбился самолёт Ту-154, на борту которого находился президент Лех Качиньский и ещё 95 человек. Погибли все.
Расследование причин катастрофы завершилось лишь недавно: соответствующая комиссия в Польше была распущена только в конце 2023 года. Отсутствие единой общепризнанной версии случившегося стало поводом для манипуляций смертью Качиньского и сказалось на дальнейшей политике Польши.
На выборах после смерти Качиньского с небольшим перевесом победил Бронислав Коморовский, которого потом критиковали за неуверенную внешнюю политику. Нарастающее недовольство в обществе привело к тому, что Коморовский продержался только один срок, и в 2015 году его сменил проамерикански настроенный Дональд Туск. Это сильно осложнило российско-польские отношения, к тому же Польша сейчас превращается в газовый хаб для распределения по Европе топлива из США.
В 2003 году под предлогом поиска оружия массового поражения и возврата власти народу США начали военную кампанию в Ираке. Оружие массового поражения не нашли, опасность Саддама Хусейна не доказали, но это не помешало его свергнуть и впоследствии казнить.
Американская администрация продвигала к власти в Ираке шиитские элиты, чем создала сильные очаги напряжённости. Суннитское меньшинство ушло в оппозицию, а иракский филиал «Аль-Каиды»* (запрещена в РФ) объявил об обособлении и создании «Исламского государства»** (запрещено в РФ). ИГИЛ стал глобальной проблемой, борьба с ним растянулась на много лет в Ираке и Сирии.
Благосостояние населения тоже не улучшилось. Опрос Gallup показывает, что спустя 20 лет после свержения Хусейна, 60% жителей Ирака отмечают ухудшение условий жизни. По оценке ООН, 99% государственных доходов Ирана даёт нефтяной сектор. Но там заняты всего лишь 1% населения. Только очень узкая прослойка людей живёт за счёт нефтедолларов.
Ибрахим Раиси — уже не первый погибший президент Ирана. В 1981 году спустя 2 недели после инаугурации в результате взрыва был убит Мохаммад Али Раджаи.
На посту президента его сменил Сейед Али Хосейни Хаменеи. Эту должность Али Хаменеи занимал до 1989 года, а потом перешёл в статус высшего руководителя Ирана, которым является до сих пор. Со временем он усилил свою власть и перетянул часть функций президента и парламента. Именно Хаменеи сделал Иран таким, каким мы знаем его сейчас — постоянно находящимся под санкциями, но при этом способным оказывать влияние на мировую политику и заниматься развитием науки и технологий.
Конечно, мировая история знает примеры убийств более известных лидеров. Например, Индиру Ганди в Индии или Улофа Пальме в Швеции. Но в этих случаях кардинальных перемен для местных жителей в долгосрочной перспективе не произошло. Дело Ганди подхватил её сын, а в Швеции просто развитая и стабильная политическая система, которая оказалась способной пережить подобные потрясения.
Гибель главы государства может привести к непредсказуемым последствиям. В Иране переход власти сглаживается наличием высшего руководителя. Но Али Хаменеи уже немолод — ему 85 лет, так что и в Иране возможны перемены.