Posted 27 марта, 10:47
Published 27 марта, 10:47
Modified 27 марта, 10:49
Updated 27 марта, 10:49
Мария Соколова
Многим российским экспертам, политологам и правозащитникам идея вернуть в XXI веке смертную казнь кажется странной, удивительной и даже вредной: отменить исполненный по ошибке приговор невозможно. Но смертная казнь сегодня есть и в других странах, даже в некоторых из развитых. «НИ» напоминают, где и как сегодня реализуется мера наказания в виде лишения жизни.
В мире существуют 55 стран, в которых до сих пор применяется мера наказания в виде лишения жизни.
Смертная казнь в Иране, Саудовской Аравии, Сирии, Северной Корее вряд ли кого-то удивит. Но также такие приговоры могут выносить в США, Японии, Китае и Беларуси. Фактически применение высшей меры наказания охватывает почти всю Азию, арабские страны и восточную часть Африки.
Информацию о том, сколько смертных приговоров вынесено и сколько приведено в исполнение (это большая разница: в некоторых случаях преступников оставляют в заключении после вынесения приговора) в публичное пространство выкладывают не всегда и не везде. Поэтому мы можем руководствоваться только оценками различных организаций.
По оценке Amnesty Interntional* (деятельность организации в России запрещена) в 2022 году в 52 странах без учёта Китая было вынесено не менее 2016 смертных приговоров. Приведено в действие 883 приговора в 20 странах — это на 53% больше, чем было в 2017 году. Но и это ещё не рекорд. В 2015 году казнили более 1500 человек.
Самым жестоким в 2022 году оказался Иран — более 576 казней. На втором месте Саудовская Аравия, казнившая 196 человек. Тройку лидеров замыкает Египет, где лишили жизни 24 человек. А вот на четвёртом месте оказались демократические США — 18 казней.
По мнению Amnesty International*, в Китае в 2022 году казнили «тысячи» людей. Но ни хотя бы приблизительных данных, ни подтверждений такой оценке нет, поэтому в рейтинге КНР не учтена.
Wikipedia в свою очередь приводит данные за 2014 год, и они сильно отличаются. Абсолютный лидер — Сирия, в которой казнили порядка 5000 человек. На втором месте Китай с 1551 казнённым, на третьем — Иран с 525 казнями, на четвёртом Саудовская Аравия со 130 казнями и на пятом — Ирак со 111 казнями. Но опять-таки никакого официального подтверждения этим цифрам нет.
В Китае одни из самых строгих законов среди развитых стран — приговорить к смертной казни с 2016 года могут не только за убийство, но даже за взятку в 3 млн юаней (39 млн рублей) и более. При наличии смягчающих обстоятельств казнь отложат на 2 года — небольшое утешение. Для приведения приговора в действие используют или смертельную инъекцию, или расстрел. От коррупции, впрочем, избавиться Поднебесной так и не удалось.
В США в каждом штате свои законы — смертная казнь допустима в 27 из них. Вариантов тоже много — смертельная инъекция, расстрел, повешение, электрический стул, газовая камера. А с недавних пор в Алабаме, Оклахоме и Миссисипи разрешено удушение азотом.
В январе 2024 года была проведена первая казнь с применением азота. Предполагалось, что это гуманный и безболезненный способ лишить жизни. Однако осуждённый бился в судорогах, задыхаясь, а смерть удалось констатировать только через 19 минут после начала подачи газа. Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк сравнил такой вид казни с пытками.
В Японии к смерти приговаривают только за убийство с отягчающими обстоятельствами. Особенность японского правосудия в том, что приговорённые могут десятилетиями находиться в одиночных камерах, а о приведении приговора в действие могут объявить всего лишь за несколько часов до повешения. Преступники живут, ожидая смерть каждый день. Но иногда такой подход спасает: в 2014 году был оправдан и освобождён Ивао Хакамада, который провёл в камере смертников за предполагаемое убийство семьи 45 лет.
В Беларуси Александр Лукашенко планомерно закручивает гайки. В 2022 году смертную казнь предусмотрели для террористов, в 2023 году — для госслужащих и военных, совершивших госизмену. За всё время существования современной Беларуси расстреляли 330 человек и только 3 приговорённых помиловали. Заключённые в Беларуси тоже не знают, когда их расстреляют, но обычно от вынесения приговора до его исполнения проходит менее года.
Особые законы действуют в дружественном России Иране — там за убийство вообще не предусмотрен вариант лишения свободы. Человека или помилуют, или казнят через повешение. Отдельно стоит отметить казни женщин — в прошлом году их было 18. В Иране практикуются договорные браки с ещё маленькими девочками. Когда они вырастают, отношения в семье меняются, но развестись в Иране женщина не может даже несмотря на домашнее насилие. Поэтому большинство женщин приговорены за убийство мужей.
Большинство развитых стран сегодня всё же отказались от применения смертной казни. Но в мире всё ещё слишком много государств, с которых наши законодатели могут брать пример, возвращая смертные приговоры.