Николай Владимиров
Во вторник были озвучены кадровые решения Путина по составу его администрации. Эта структура, как и правительство, согласно законодательству, работает до окончания срока полномочий главы государства. После инаугурации нового президента сотрудники АП подают в отставку, затем хозяин Кремля назначает новый состав своей администрации.
Чаще всего после переизбрания на новый срок все главы государств изрядно обновляют состав своего окружения в соответствии с теми целями в развитии государства, которые озвучивались в ходе предвыборной кампании.
Условно говоря — на каждый президентский срок свои цели и люди, помогающие их выполнять. Хотя и преемственность, разумеется, здесь присутствует, поскольку президенты тоже люди и им удобнее коммуницировать с правительством и обществом через помощников и советников, с которыми у них установился хороший контакт.
По идее, так должно было бы быть и в России — ведь президент перед выборами озвучил серьезные горизонты развития до 2030 года. А при амбициозных задачах для их решения требуется «молодая кровь» и свежий взгляд на текущие процессы.
Но президент пошел по консервативному кадровому пути. По простой причине — продолжается спецоперация на Украине в условиях жесточайших экономических санкций Запада, из-за чего страна, по сути, находится в режиме выживания, а не спокойного планового развития.
В такой ситуации долгосрочные планы вообще строить бессмысленно, поскольку они легко рушатся очередным пакетом санкций и иных экономических ограничений. И правительство фактически является спасательной командой, срочно решающей вопросы залатывания дыр и поддержания государственного судна на плаву, а не прокладывания магистрального курса через все океаны.
Причем даже единичные перестановки в правительстве в такой период опасны, поскольку новому человеку потребуется время для подбора команды, установления связей с подчиненными ему структурами, корректировки планов развития и т. п. Поэтому если в спасательной команде появляется такой человек, то без него в нынешней ситуации просто не обойтись.
Уже после окончания СВО и отмены некоторого количества санкций, надо полагать, президент предложит новый состав правительства и своей администрации (которая отвечает за политический курс и контролирует реализацию установок главы государства).
Если посмотреть на новый состав правительства и администрации главы государства именно с этой точки зрения, то можно сделать следующие выводы.
Самым важным направлением текущей политики президента РФ являются военное строительство, СВО и работа ВПК.
Уход с должности главы Минобороны РФ Сергея Шойгу, сопровождающийся арестами высоких чинов в военном ведомстве, несмотря на риск определенной дестабилизации управленческого аппарата Вооруженных сил, очевидно, был неизбежен. С учетом плохого начала СВО, конфликта экс-министра с популярным в передовых частях на тот момент главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, вылившегося в бунт последнего.
Еще когда Пригожин после увещеваний (по слухам) экс-командующего группировкой войск РФ на СВО Сергея Суровикина и тогдашнего губернатора Тульской области Алексея Дюмина отказался от своего «похода на Москву», в политических кругах заговорили о «пакетном» решении этой проблемы — из политического пространства убираются как Пригожин с Уткиным, так и Шойгу с Герасимовым. В первую каденцию президентства Владимира Путина этот прием назывался «равноудаление олигархов».
Но летом прошлого года равноудаления не получилось. Видимо, из-за сложного положения на фронтах, чтобы не допустить еще большей дестабилизации, президент сохранил на своих должностях министра обороны Шойгу и главу Генштаба ВС РФ Герасимова. Что случилось с их оппонентами, все помнят. В опалу попал и генерал Суровикин, несмотря на успех его стратегии сдерживания украинской армии.
Но к весне этого года ситуация на фронтах СВО повернулась в сторону России, и, очевидно, пришло время довести решение о равноудалении до логического конца. В этом смысле вполне понятно, что было раньше — курица или яйцо. То есть арест близкого к Шойгу его заместителя Тимура Иванова, скорее всего, был приемом для смещения Шойгу, а не неким случайным успехом спецслужб, пошатнувшим позиции военного министра.
Именно в этом контексте, очевидно, надо рассматривать и перевод на должность помощника президента в новом составе администрации Алексея Дюмина и слухи о возвращении в Москву (как утверждают СМИ со ссылкой на источники в его окружении — «в действующую обойму») Сергея Суровикина.
Формально Дюмин, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, будет курировать вопросы ВПК, спорта и заниматься Госсоветом.
Неформально, как утверждают источники Telegram-каналов, — он станет «теневым министром обороны». То есть если у Андрея Белоусова дела пойдут в неправильном направлении — не сложится контакт с армейским руководством или с промышленными генералами от ВПК, ухудшится положение на фронтах СВО, — то его можно будет быстро заменить Дюминым, который был замминистра обороны и хорошо знает изнутри систему взаимодействия в Минобороны.
Что касается Сергея Суровикина (который, исключительно по слухам, в среду будет присутствовать на коллегии Минобороны, на которой, видимо, представят как нового главу министерства Андрея Белоусова), то можно предположить, что он рассматривается в качестве «теневого главы Генштаба».
Понятно, что увольнять генерала Герасимова с этой должности одновременно с переходом Сергея Шойгу в Совбез было слишком рискованно для хода СВО. Потом же, когда и если у Белоусова все сложится на новом месте работы, будут назначены и введены в курс дел новые замы министра и прочие важные сотрудники центрального аппарата, может прийти время и для замены главы Генштаба.
Назначение экс-секретаря Совбеза Николая Патрушева помощником главы государства, занимающимся, по словам Дмитрия Пескова, «вопросами кораблестроения», — скорее всего, типичный почетный уход на пенсию с сохранением формального статуса.
Злые языки утверждают, что уход Патрушева из Совбеза является наказанием за его активную ястребиную позицию по отношению к Украине, которая, в том числе, перевесила чашу весов в пользу решения о начале СВО, плохо подготовленной, как потом выяснилось.
Все возможно, конечно. Но вряд ли — тогда бы его сына-министра в новом составе правительства не повысили до уровня заместителя председателя. Очевидно, что Патрушев-старший по-прежнему близок к президенту, и его назначение в АП, а не делегирование в состав Совета Федерации (о чем также ходили слухи), должно этот факт подчеркнуть.
Еще одно заметное изменение в составе администрации президента — повышение помощника президента по экономическим вопросам Максима Орешкина до замглавы АП.
В связи с этим источники Telegram-каналов называют Орешкина «теневым главой правительства». Можно предположить, что, когда на смену «правительству военного времени» придет «мирное», у Максима Орешкина действительно есть шансы его возглавить.
Он значительно моложе нынешнего премьера Михаила Мишустина (почти на 20 лет), при этом имеет опыт работы на постах замминистра финансов и главы Минэкономразвития. Когда-то его даже называли возможным преемником Владимира Путина на посту президента. По словам Дмитрия Пескова, Орешкин в новой администрации будет курировать вопросы экономики и транспорта.