Елена Петрова
Дрон, атаковавший НПЗ Газпромнефти в Башкирии за 1300 км от зоны боевых действий, произведен, а вернее, переделан из сверхлегкого самолета «Летучая лисица» ВПК Украины, пишет немецкий Bild.
Двухместный сверхлегкий самолет был разработан советским авиаконструктором Александром Яковлевым в 1990 году. Украинским авиастроителям потребовалось 6 лет, чтобы изготовить сначала прототип, который поднялся в воздух в 1996 году. Серийное производство было запущено в 1999 году.
Всего было выпущено около 1000 летательных аппаратов А-22 в трех разных модификациях, от сверхлегкого до более тяжелого, способного нести груз до 400 кг. «Лисица» получила свое название из-за вытянутого заостренного носа, напоминающего лисью морду. Первые самолеты имели двухколесное шасси. Новые модификации «Лисицы» — трехколесные, как детский велосипед. Корпус самолета алюминиевый, только обтекатели двигателей и лопатки изготавливаются из композитных материалов.
Размах крыла «Летучей лисицы» чуть больше 10 м. Длина аппарата — 6,3 м, высота — 2,4 м. Площадь крыла составляет 13,7 кв м.
«Летучая лисица» — тихоход. Она развивает скорость до 170 км/ч. Первые модели достигали дальности полета в 1100 км. Удар по Башкирскому НПЗ свидетельствует о том, что на самолетах для военных целей устанавливают более мощные авиационные двигатели. В стандартной комплектации на самолете устанавливаются моторы Rotax 912ULS на 85 и 100 лошадиных сил. У производителя моторов такая длинная история, как и у киевского авиазавода. Двигатели начали производить в 1920 году в Дрездене. После войны производство «переехало» в Австрию, принадлежало сначала Bombardier Inc., потом было выкуплено финансовыми инвесторами.
Сам самолет весит 260 кг, из которых 65 кг — вес моторов.
Более мощные двигатели позволяют увеличить загрузку от 190 кг до 390 кг. Под фюзеляжем на таких БПЛА закрепляется 250-килограмовая авиационная бомба. Аппарат снабжен системой связи с камерами и радиоканалом.
Авиазавод, который был создан сначала в Новосибирске под руководством Олега Антонова, переехал в Киев в 1952 году. С начала СВО здесь изготавливают БПЛА. С 2015 года «Завод 410» вошел в государственный украинский военный концерн «Укроборонпром». Осенью 2023 года по заводу в Жулянах ВС РФ нанесли ракетный удар.
Украинцы уже использовали «Летучую лисицу» для атаки на экономическую зону «Алабуга"в Татарстане в начале апреля 2024 года. По сообщениям СМИ, тогда БПЛА не дотянул до цели — производства дронов «Герань-2» по иранской лицензии — и ударил по крыше общежития, из-за чего пострадали 14 человек.
Очевидно, что производителям потребовался всего месяц, чтобы увеличить дальность полета аппарата на треть.
«Летучая лисица» обычно поставляется как готовый летательный аппарат, так и в разборном виде. Такой комплект состоит из 250 элементов, а сборка аппарата потребует 500 человеко-часов — 3 бригады из 4 человек собирают один самолет за 10 дней.
По данным украинских СМИ, дроны изготавливаются на 200 заводах. В начале 2023 года страна производила 5000 беспилотников в месяц. Через год их производство достигло 50 тысяч единиц, пишет WSJ. В основном, небольшие дроны производят малые предприятия, однако для рейдов вглубь России используются более дорогие летательные аппараты. Президент Зеленский заявлял, что Украина в 2024 году должна произвести 1 миллион дронов, что соответствует примерно 80 тысячам беспилотников в месяц.
CNN сообщает, что Украина использует в БПЛА искусственный интеллект для обхода российской РЭБ и ПВО. На дроны устанавливают компьютеры со спутниковыми данными для прокладывания маршрута и определения местоположения цели. Им не требуется никакой связи, и они могут работать автономно по целям.