Олег Суворов
Конфискация замороженных в Евросоюзе активов России крайне негативно сказалась бы на европейской финансовой системе. Этот шаг вызвал бы уход крупных международных инвесторов. Об этом предостерегла власти ЕС глава одной из крупнейших в мире расчетно-клиринговых систем Euroclear Валери Урбен, приступившая к выполнению обязанностей исполнительного директора депозитария с 7 мая.
В интервью бельгийскому изданию Echo она назвала это вопросом юридической безопасности.
«Подобное решение имело бы крайне негативные последствия не только для Euroclear, но и для наших финансовых рынков в целом. Если наши клиенты почувствуют, что правила более не соблюдаются и их активы могут быть конфискованы, то это откроет ящик Пандоры», — заявила Валери Урбен.
Она добавила, что решение об изъятии доходов от реинвестирования замороженных на площадке Euroclear активов РФ ожидается «через несколько недель». Сумма, по ее подсчетам, будет находиться в интервале между 87% и 89% от всех доходов от российских активов после уплаты налогов.
Кроме того, Международный валютный фонд предостерег от нарушений в связи с использованием российских активов на помощь Украине. Первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Гита Гопинат напомнила странам о необходимости следовать правовым нормам и гарантировать достаточное правовое обоснование любых своих действий.
Напомним, что судьбу замороженных сразу после начала специальной военной операции российских активов Запад обсуждает давно, но к единому решению никак прийти не могли. В банках страны G7 находятся, как известно, российских валютных резервов на сумму около 300 миллиардов евро, из которых примерно 208 миллиардов хранятся на счетах Euroclear.
Накануне канцлер Германии Олаф Шольц объявил, что в Европе теперь «есть консенсус по поводу того, что мы хотим использовать непредвиденную прибыль от российских замороженных активов». Страны-члены Евросоюза согласились на то, что 90% от всей прибыли, которую Европа получит от арестованных активов Центробанка России, будут направлены на военные нужды Украины. Теперь это соглашение находится в завершающей стадии утверждения, добавил Шольц и пояснил, что это будет «значительная сумма, составляющая несколько миллиардов евро в год». По подсчетам журналистов, она составит более 4 миллиардов евро.