Иван Зубов
О том, как полицейские в Санкт-Петербурге пришли на выручку пенсионеру, который долго говорил по телефону, сообщил недавно в своем блоге писатель Лев Усыскин. Правда, в этом случае помощь не понадобилась, но сам факт появления полицейского наряда у дверей пожилого человека стал хорошим поводом для обсуждения этой проблемы.
Тема телефонного мошенничества не сходит со страниц и экранов СМИ и социальных сетей. Методы злоумышленников становятся все более изощренными, а своими жертвами они часто выбирают пенсионеров. Так, буквально на днях, 75-летнего москвича обманули на 1,5 миллионов рублей с помощью дипфейка мэра столицы Собянина, который «лично» позвонил своей жертве и сообщил, что через банковский счет пенсионера эти деньги были похищены из федерального бюджета. А следом, в подтверждение сказанного, горожанину перезвонил еще и «генерал» ФСБ, так что в итоге, тот «облегчил» свой карман на требуемую сумму, и только потом догадался об обмане и заявил в полицию.
До этого лжесотрудники ФСБ выселили 77-летнего и тоже московского пенсионера из его квартиры, заставив заключить с ними фиктивную сделку купли-продажи. Они сообщили о том, что в университете, в котором он преподает, произошла утечка данных, и теперь он стал участником «операции» ФСБ по защите персональных данных. Целый месяц обманутый пожилой человек «участвовал» в этой «спецоперации», успев за это время перевести мошенникам все свои накопления — 3 миллиона рублей, а также фиктивно продать за 4 миллиона одному из работников «спецслужб» собственную квартиру.
Как видим, на удочку мошенников попадаются вполне образованные люди. А случаются среди них, и это совсем удивительно, даже отставные крупные чиновники! Так, бывший главный энергетик России Александр Бондаренко отдал «сотрудникам» ФСБ и Росфинмониторинга 28 миллионов рублей после того, как они по телефону убедили его, что под его данными аферисты пытаются перевести деньги в Украину. Правда, в этом случае, правоохранители злоумышленников поймали.
С недавних пор в сети стали появляться сообщения о том, что сотрудники полиции приходят домой к людям, которые замечены «в слишком долгом разговоре по телефону». И эти новости вызвали бурную реакцию у блогеров. Вот, что пишет по этому поводу Усыскин:
«Знакомый очень пожилой человек. Сидит дома, настойчивый стук в дверь. В глазок: два мужика. Не открывает, но спрашивает, чего, мол, надо и кто такие. Отвечают: полиция, по вашему вызову.
Он: А я не вызывал.
Они: С вашего счета сейчас могут снять крупную сумму денег…
Ну и дальше в духе знакомого дискурса. Ну, человек, понятно, послал их лесом, а сам пошел звонить дежурному местного отдела полиции. Спросил у представившегося дежурного, сам представившись, мол, не было ли наряда ко мне.
Ответ: Да, я посылал наряд.
Он: А в чём дело?
Дежурный: Вы очень долго говорили по телефону. (Это правда)
Он: А как Вы об этом узнали?
Дежурный: Мне сообщили из Управления.
Он: А зачем они отслеживали мои разговоры?
Дежурный: они не разговоры отслеживали, а их длительность. Обычно после таких долгих разговоров старички и старушки кидаются переводить деньги, иногда их (деньги) даже выкидывают в сумках из окон! Мы имеем инструкцию в таких случаях предотвращать противоправные действия и посылать для этого наряд.
Тут важно еще, что этот долгий разговор по телефону был с заграницей. Впрочем, еще днем раньше этот человек вообще просидел почти сутки на телефоне, совершая внутренние звонки.
Кроме этого случая, я знаю еще один, аналогичный, тоже с предшествующим длинным телефонным звонком из-за границы».
Один из читателей подтвердил эту информацию из собственного опыта: «Маме мои брат, сестра и племянник звонят регулярно из-за границы. Со Скайпа на стационарный телефон. Более десяти раз в неделю. Пару раз в месяц приходит полиция. То патрули, то участковый. И рассказывают про безопасность…»
Большинство же комментаторов пришло в ужас, сочтя случившееся явным нарушением гражданских свобод, несмотря на то, что никакого нарушения в данном случае не было: полицейские разговора потенциальной жертвы не прослушивали.
Один из комментаторов предположил, что «у оператора связи должен быть софт, который сопоставляет длительность звонка и возраст абонента и выдает красный флажок. И в таком случае, практически в реальном времени информацию получают в отделе по месту жительства абонента».
На самом деле, такого рода «перехват» практикуется полицейскими уже давно. Так, в управлении МВД по Владимирской области договорились с сотрудниками салонов сотовой связи и банков об оперативном взаимодействии: они должны сообщать незамедлительно обо всех случаях, когда пожилые люди неадекватно себя ведут, постоянно находясь на связи по телефону и пытаясь снять или перевести на чужой счет большую сумму денег.
Именно на такие сигналы полицейские реагируют быстро, пытаясь в личном контакте уговорить пожилого человека не совершать глупости. И нередко им это удается.
Ну, и кроме того, сообщается, что сотрудники МВД регулярно проводят профилактические беседы с пенсионерами, и не только, во время которых объясняют, какими методами действуют мошенники, и как от них уберечься.
Однако, судя по тому, что сообщений о подобных преступлениях меньше не становится, мошенники постоянно придумывают все новые сценарии афер, этих мер явно недостаточно. Это понимают и сами полицейские.