Игорь Злобин
Большая часть релокантов, уехавших из России в 2022 году, вынуждена вернуться из-за проблем с получением вида на жительство, а также из-за сложностей с трудоустройством в зарубежных странах, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на слова главы московской компании Finion Вячеслава Картамышева. Таких, как утверждает эксперт, из примерно миллиона бежавших, уже 40-45%.
Агентство приводит в качестве одного из примеров историю бывшего политтехнолога из Москвы - 50-летнего Алексея. После того, как Алексея задержали на митинге, он уехал в Грузию и стал предпринимателем. По его словам, когда закончились деньги на ведение бизнеса, он вынужден был вернуться: «Бизнес не удался, за границей нас никто не ждет».
Поток желающих «релоцироваться» сильно замедлился, и даже, кажется, обратился вспять, пишут журналисты. Еще в июне прошлого года в России появились сообщения о том, что половина тех, кто бежал в те первые дни, уже вернулись, и это, похоже, отражает имеющуюся статистику из наиболее популярных стран назначения.
В Кремле, пишет агентство, возвращение бизнесменов, предпринимателей и высококвалифицированных специалистов оценивают как «хорошую тенденцию», полагая, что обратный поток свидетельствует о поддержке российской политики, в независимости от причин возвращения.
Эксперты агентства говорят, что истории возвращения «блудных сыновей» пропаганда активно использует в качестве подтверждения западной «русофобии».
Более того, тысячи возвращающихся в Россию релокантов помогают своей стране преодолевать санкции и демонстрировать высокие экономические показатели, утверждает Bloomberg Economics, приводя такие данные: обратная миграция, вероятно, добавила от одной пятой до одной трети к 3,6% годового экономического роста России в 2023 году.
Это подчеркивает огромный вклад репатриантов в экономическую активность, при том, что они составляют всего лишь 0,3% от общего числа занятых и неспособны снизить острый дефицит на рынке труда.
Российский экономист Алексей Исаков, комментируя эту ситуацию, отметил, что возвращенцы, как правило, получают более высокую зарплату и заняты в отраслях с высокой добавленной стоимостью. Дело в том, что уровень дохода сильно коррелировал с вероятностью отъезда из страны, чтобы избежать частичной мобилизации в 2022 году.
А кроме того, репатрианты, по словам эксперта, «стимулируют активность в отраслях, ориентированных на потребителя, таких как бытовые услуги, розничная торговля и недвижимость, вместо того, чтобы тратить доходы за рубежом. Последнее также означает смягчение оттока капитала из России в течение 2023 года».
Исаков отмечает, что Россия сегодня предлагает некоторым из релокантов даже лучшие возможности и условия работы, чем они были до начала СВО в Украине. Это делается для того, чтобы вернуть дефицитных специалистов. Он приводит в пример одного программиста, который, прожив с семьей около года в Алматы, вернулся, получив предложение, о котором «раньше даже мечтать не мог».
Агентство также цитирует реакцию президента «Курчатовского института» Михаила Ковальчука в ответ на решение Европейской организации ядерных исследований CERN, известной своим проектом Большого адронного коллайдера, прекратить сотрудничество с российскими специалистами. «Это подарок для нас. Это означает возвращение ученых в Россию», - отметил Ковальчук.
Как уже сообщали «Новые Известия», по разным данным, из России в 2022 году уехали от 800 тысяч до 1 миллиона релокантов. А экономисты «Альфа-банка» подсчитали, что в 2022 году Россия потеряла около 1,5% всей рабочей силы (что равно примерно 1,1 миллиона человек). В основном, они осели в бывших республиках СССР — Грузии, Армении, Казахстане… Многие уехали в Турцию, Сербию, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд и Индонезию, то есть в те государства, которые не последовали за США и их союзниками в вопросе введения санкций против России. Тогда как в страны Евросоюза или США попасть релокантам, по многим причинам, было тяжело.
Другие же причины возвращения очевидны. Как поясняет Вячеслав Картамышев, российские граждане сталкиваются с трудностями или отказом при попытке продлить вид на жительство, срок которого истекает. Поэтому, большинство из них и решают вернуться.
По данным компании «Финион», даже в дружественных Армении и Кыргызстане россиян стали подвергать более тщательному контролю. А страны Восточной Европы и Турция сильно усложнили им получение и продление временного вида на жительство, что для десятков тысяч релокантов стало неприятным сюрпризом, и поставило их перед выбором — возвращаться или искать новую страну.
К примеру, в Турции сегодня количество краткосрочных видов на жительство для россиян составляет около 60 тысяч, тогда как в 2022 году, по официальным данным, их было 132 тысячи.
По данным же национального статистического управления Грузии, число российских релокантов, покинувших страну, составило в 2023 году 35 344 человек, увеличившись в 6 раз! А число прибывших в 2023 году стало меньше по сравнению с 2022 годом на 16%.
В 2022 году в Казахстан прибыли 146 тысяч релокантов из России, но уже через год их осталось не более 80 тысяч, утверждают источники агентства.
Скорее всего, процесс возвращения будет продолжаться и дальше, полагают политологи Европейского университетского института во Флоренции, поскольку лишь 41% российских эмигрантов, а в некоторых странах и того меньше — 16%, — считают свой статус стабильным или в некоторой степени стабильным в принимающих их обществах. Кроме того, их неуверенность усугубляет дискриминация со стороны местных жителей или учреждений, о которой сообщают 25% релокантов.
Они вдруг обнаружили, что «все буквально ополчились против них», говорит социолог Social Foresight Group Анна Кулешова, приводя в пример интервью, которые она берет у русских эмигрантов. Вот они, по ее мнению, и возвращаются, испытывая чувство обиды и ощущение, что «они действительно нас ненавидят».