Анна Снежина
Необычная ситуация в преддверии майских праздников: полуфабрикатов для шашлыка в магазинах около дома больше нет. А у частных мясников или на рынках стоимость килограмма свинины перевалила за 700 рублей за килограмм.
— Обошел все сетевые магазины в округе: «Дикси», «Верный», «Пятерочку» — нигде не могу найти свиной шашлык. Продавцы отвечают: «Не завезли и всё». Почему не завезли, черт его знает. Не вытерпел — дошёл до «Мираторга», крупнейшего производителя в стране.
Тем более странно не видеть шашлыка и там! Ситуация нетипичная, всегда этот шашлык был! Доехал до Даниловского рынка — там мне уж нарезали из окорока. Но цена — 700 рублей за килограмм. Это вдвое дороже, чем было месяц назад. И это уже дороже, чем баранина! — рассказал житель подмосковного посёлка Мосрентген Александр Чазов.
Может быть нашему потребителю просто не повезло и он угодил в неудачную логистическо-разгрузочно-погрузочную паузу? Но нет — через неделю картина повторилась: готового шашлыка нигде нет, а у лавочников цены — заоблачные!
Спецкор «НИ» в Москве тоже обошла магазины вокруг дома — «Ленту», «Магнит», «Спар», «Ок». Готового шашлыка нет, весовую свинину удалось обнаружить лишь в половине магазинов.
Почему возникает дефицит свиного мяса? Этот вопрос мы задали представителям агрохолдингов.
Удивительно, но факт. Несколько крупнейших мясопроизводителей страны единодушно ответили, что объемы производства и продаж свинины не снижаются, а, наоборот, стабильно растут!
«Национальный союз свиноводов» полностью подтверждает эту тенденцию.
За последний год прирост промышленного производства свинины в России составил 352 тысячи тонн (с 5 275,1 тыс. т. в 2022 году до 5 627,2 тыс. т. в 2023 году).
20 крупнейших предприятий произвели + 308, 9 тысяч тонн к предыдущему году.
Причем, обеспечил этот рост не какой-нибудь накачанный дотациями один-единственный агрохолдинг. Наращивание производства показали больше половины мясопроизводителей (см. фото — зеленым отмечены предприятия, увеличившие выпуск свинины).
— «Агропромышленный холдинг „Мираторг“ по итогам 2023 года увеличил производство свинины на 20,8% — с 665 тысяч тонн в 2022 году до 803 тысяч тонн в живом весе в 2023 году. В первом квартале 2024 года производство свинины тоже стабильно растет, и основная доля нашей продукции как раз предназначена для приготовления на гриле, — прокомментировала „НИ“ руководитель пресс-службы АПХ „Мираторг“ Екатерина Уржунцева.
Примечательно, что основные мощности самого крупного производителя свинины в России — более 135 автоматизированных свинокомплексов — сосредоточены в Белгородской, Курской, Орловской и Брянской областях, но выходит, что непосредственная близость к «линии соприкосновения» не сказалась отрицательно на деятельности предприятий.
Увеличение производства в «Мираторге» объяснили тем, что компания просто следует собственной программе по удвоению мощностей свиноводческого дивизиона до 1 млн тонн свинины в год.
С 2018 года агрохолдинг планомерно строит новые свиноводческие и мясоперерабатывающие комплексы, зерновые компании, комбикормовые заводы и крупнейшую в Европе роботизированную мясохладобойню, которая скоро должна открыться в той же Курской области. Наращивание поголовья, таким образом, представляется компании логичным следствием принимаемых ими действий по развитию, объяснили в «Мираторге».
Но, возможно, крупнейший производитель мяса в стране что-то не договаривает про потребителей. Но об этом позже.
— Наше предприятие также оказывает существенное влияние на развитие отрасли свиноводства не только в Тульском регионе, но и в России. Объемов производства мы не снижаем несколько лет — ежегодно на рынок нами поставляется более 10 000 тонн мяса свиней ведущих пород.
Мы же сами реализуем нашу продукцию только в собственной розничной сети «Лазаревские лавки», где видим стабильно растущий спрос. С сетями не работаем из-за их ценовой политики, — комментирует «НИ» глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская.
Что же выходит? Крупнейшие свинокомлпексы в стране уверенно увеличивают выпуск свинины, но в магазинах шашлыка нет.
Всё дело — в потребителе.
— Перед майскими праздниками спрос на шашлыки традиционно растет, но еще выросло и число людей, готовых брать этот свиной шашлык. Скорее всего, предприятия вскоре перестроятся под спрос и доставят дополнительный объем в сети. Но на расширение производственных мощностей и выстраивание логистики нужно время. Вот отсюда ажиотаж, — прокомментировал «НИ» генеральный директор ООО «Липецкое мясо» Сергей Оганов.
В России появилась значительная доля людей, которые раньше свинину не покупали, а теперь покупают — да в таких объемах, что меняется структура спроса, в то же время возможности агропредприятий пока не перестроились под выросший спрос, подтверждает гипотезу известный фермер, глава СПК «Галкинский», председатель общероссийского общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко.
— Участники СВО и их семьи. Раньше это сельское бедное население покупало свинину сверх редко — денег не было. 30 тысяч рублей в месяц для глубинки, сел, райцентров даже — считается очень крутой зарплатой. Могли ли эти люди часто позволять себе свиной шашлык? Нет. А теперь могут. У участников СВО и их семей, а также строителей, ушедших на новые территории в Донбассе, впервые появились колоссальные деньги. Теперь они вместо курицы покупают свинину и говядину! Вот отсюда и рост, — говорит Василий Мельниченко.
Помимо контрактников и их семей «разбогатели» и другие селяне — те, что были массово рекрутированы на оборонное производство.
Здесь играет двойной фактор. С одной стороны, эти люди теперь тоже получают такие зарплаты, какие раньше никогда б не увидели, и их покупательская способность растет. С другой стороны, кого именно вербуют на военные заводы в глубокой провинции?
— Работников сельского хозяйства. Механизаторов, зоотехников, трактористов, комбайнеров. На предприятии, где раньше работал этот зоотехник, выпускали 1 тонну свинины в день, а теперь им нужно дать 1,5 тонны, но работать некому. Кадры-то утекли. Зоотехнику предложили 50 тысяч на заводе, и он вприпрыжку со своей фермы удрал. Переадаптировать производство пока не успели, — подытоживает Мельниченко.
Вместе с тем, культура потребления у этих людей до среднего класса так и не доросла. Про здоровую и полезную пищу они не размышляют, едят то же, что и ели раньше, просто в 2-3 раза больше.
Исследователь сельских территорий описывает примерную обстановку в нынешнем типичном селе:
— Допустим, 30 человек из деревни ушло на СВО, еще 15 человек с ферм — на заводы. 50 семей в селе стали одномоментно получать колоссальные деньги. Раньше эти люди после работы (если работа вообще была) грустно шли за хлебом и молоком, по праздникам — за курицей. А сегодня уже с утра весело дежурят у сельпо — ждут нового привоза, и, конечно, шашлыка побольше возьмут, пока дают. И пока могут себе это позволить.
Кроме этого, Василий Мельниченко обращает внимание на другой возможный фактор перекраивания рынка мясного потребления в России.
14 миллионов соотечественников, то есть десятая доля населения страны, на данный момент числятся в России, но фактически проживает за рубежом. И это платежеспособные россияне, которые в России активно тратили деньги, и их исчезновение больно ударило по экономике, в том числе, можно предположить, что они чаще остальных покупали и мясо.
Со временем их восполнили стольким же процентом мигрантов, но мигранты свинину не едят! Продажи свинины упали, но чтобы сохранить объемы производства и выручку, производители вынуждены были повышать цены.