Анна Краско
В Совете Федерации разработали законопроект о защите от инфоцыган. Документ уточняет правила онлайн-курсов и тренингов. Нововведение предложено на фоне недавней череды громких дел, фигурантами которых стали популярные блогеры, коучи и т. д.
С прошлого года аресты инфоцыган стали одними из самых громких в стране — речь идет и о «королеве марафонов» Елене Блиновской, и о предпринимателе и блогере Аязе Шабутдинове, и о блогере Дмитрии Портнягине — он же «Трансформатор»…
Целая бизнес-империя, выстроенная на том, чтобы бы извлечь выгоду от собственных пустых советов. Один из отцов-основателей отечественного информационного бизнеса Андрей Парабеллум буквально говорил о торговле воздухом:
«Наша задача, продавая со сцены, „отманипулировать“ максимальное количество людей в светлое будущее, забрав у них всё, что у них есть и даже больше, загнав их в долг, заставить их продать свои и чужие квартиры. Это цинично — но это установка, которая помогает».
Основатель и генеральный директор компании «ИСП» Сергей Лекторович в беседе с «Новым Известиями» объяснил, что инфоцыгане пользуются тем, что люди, в основном, склонны верить в чудо: им нужен человек, который придет в их жизнь и даст некую возможность — исключительно собственными советами — получить желаемое, что бы это ни было: богатство, популярность, успокоение и избавление от тревог.
«Для этих дельцов — так называемых инфоцыган — благодатные времена начинаются тогда, когда в стране, напротив, времена трудные. Потому что именно в такие периоды люди готовы верить в обещания, вкладывать в надежду, ничем даже не подкрепленную, последние деньги, в том числе, залезая в кредитные долги. Инфоцыгане играют на нервозности и общем стрессе. В итоге доверившиеся им люди, как правило, теряют гораздо больше, чем уже заплатили», — отметил эксперт.
В первую очередь, предупредил Сергей Лекторович, инфоцыгане выдают себя громкой демонстрацией собственного успеха, за которой тут же следует «я смог и у тебя получится». Они как бы ставят своего «клиента» на одну ступень с собой, а тот подсознательно начинает примерять на себя ту жизнь, которой живет советчик.
«Также они показывают „утку“ — персонажа, который, по их утверждениям, уже воспользовался их услугами и, конечно же, преуспел. Третий марафон завершил и разбогател, четвертый семинар посмотрел и завел идеальные отношения, купил второй интенсив и открыл прибыльное дело. Так инфоцыгане подталкивают людей к покупкам своего продукта», — объяснил Сергей Лекторович.
Проверить коуча на добросовестность можно. В первую очередь, нужно попытаться отыскать информацию о нем в открытом доступе. Если, погуглив, вы увидите, что у предлагающего вам услуги нет собственного офиса, это повод засомневаться. Насторожить должно и то, что коуч в разное время занимался совершенно разными направлениями, от бизнеса до искусства.
«Обещание скорейшего эффекта тоже фактор сомнительный. Если вам сулят, что вы гарантированно заработаете миллион долларов через три недели… Вообще, все, что похоже на результат невиданного везения, должно вызывать сомнения. Не бывает на практике поставленного на поток успеха. Можно было бы вспомнить пословицу о бесплатном сыре в мышеловке, да только сыр этот изначально очень дорогой, так как инфоцыгане запрашивают за свою» формулу» все большие и большие суммы», — напомнил эксперт.
Повышать уровень знаний сотрудников крайне важно. Корпоративный университет и опыт наставничества — основные инструменты обучения работников. Предприятию, в зависимости от его направления, понадобится штат методистов, экспертов, педагогических дизайнеров и разработчиков электронных курсов, техподдержка. Частные компании давно уже нанимают коучей, которые помогают сотрудникам получить знания в работе в команде.
«Мы используем эти методы в работе. Я давно знаком с институтом коучинга, потому могу определить, кто передо мной — настоящий тренер или пустой советчик.
К сожалению, не каждая компания способна содержать большие команды ради обучения сотрудников. Но я лично считаю обучение с первого дня работы ключевым фактором адаптации и роста людей в компании, который напрямую влияет на развитие компании», — считает Сергей Лекторович.
Он отметил, что тренинги, конференции, экскурсии на ведущие предприятия, международные и ведомственные аудиты, корпоративная библиотека, регулярный совместный разбор и отработка кейсов, еженедельные собрания по вопросам развития — неотъемлемая часть программы обучения персонала.
Всплеск онлайн-инфоцыганства пришелся на пандемийные годы — 2020-2021, с развитием направления марафонов в Сети. В ход пошла такая «тяжелая артиллерия», как эзотерика.
«Эта ниша вообще не имеет никаких ограничений в части обещаний. Тут вам и богатство, и общение с умершими родственниками, и привороты вплоть до голливудских звезд… Принято считать, что на это „ведутся“ в основном только девушки и женщины, которые либо хотят найти мужчину мечты, либо вернуть мужа-изменника, да еще и сопернице отомстить заодно.
Но на самом деле, многие достаточно состоятельные предприниматели пользуются услугами, например, тарологов, соблюдают „режим“ ретроградного Меркурия, не заключая сделок в этот период и т. п. Спрос рождает предложение и теперь торговцев мистикой развелось невиданное количество», — констатирует собеседник.
Сейчас расширяется география онлайн-площадок присутствия инфоцыган. После запрета одной из популярнейших соцсетей в России, они ищут способы оставаться на виду у потенциальных клиентов. Осваивается ими «телеграм», активно используется «ВКонтакте» и «Янекс.Дзен».
Если вы уже стали жертвой инфоцыган, то стоит бороться с ними на их же поле. В первую очередь, это негативные комментарии на каждой из возможных площадок. Да, вас будут банить. Но чем больше отрицательных отзывов получит этот «коуч», тем скорее доверие общественности к нему будет подорвано. Но если просто пройти мимо мошенничества, дело с мертвой точки не сдвинуть. А бездействие породит цепочку аналогичных обманов.