Виктор Левин
Дословно одно из сообщений популярного ТГ-канала выглядит так:
«Нет горячей воды — будете отапливать помещения теплом от крематориев» (заголовок)
В Нижневартовске (ХМАО) могут построить крематорий, где тепло от сожжения тел будет направляться на обогрев помещений. С предложением выступил начальник управления природопользования и экологии города Олег Попенко. По его словам, в Европе уже давно используют тепло от работы крематориев для отопления прилегающих территорий, и это считается экологичным.
Тут впору схватиться за перо и немедленно осудить авторов кощунственно-циничной идеи. Ведь жуткая картина приходит в голову. Пока ты пьешь, не чокаясь, за упокой души на поминках, в батареях растекается тепло от горящего в печи дедушки.
Но мы-то не в гейропах живем, где на прошлой неделе разрешили менять пол каждый год, независимо от наличия вторичных и первичных половых признаков и даже без всякой операции. Экономия для экологии будет копеечная, а переживаний — на всю жизнь!
К счастью, ближайшее рассмотрение того, откуда ноги растут у отопительной сенсации, показало, что вероятность использования крематориев качестве ТЭС ничтожно мала.
Сама тема возникла не где-то на партхозактиве или совещании по ЖКХ у главы города, а на защите преддипломных работ НВГУ. Один из студентов предложил построить в Нижневартовске крематорий.
Дело, конечно, нужное и давно назревшее для тех граждан, кто давно созрел до идеи сжигания тел умерших.
Но предложение построить крематорий творчески развил присутствующий на заседании главный эколог городской мэрии:
«Когда тело кремируют, из него выделяются токсичные вещества. Например, пломбы в зубах при нагревании до высоких температур выделяют ртуть. Чтобы отфильтровать токсичные материалы до их выброса в воздух, крематорий охлаждает дым с 1000°C до 150°C. Горячий дым поступает в специальный аппарат, состоящий из герметичных трубок, окруженных холодной водой. Дым, проходя через трубки, подогревает воду, которая затем попадает в систему центрального отопления. С учетом того, что тепло направляется в систему общественного отопления, температура дыма становится приближенной к 150°C, таким образом крематорий сокращает расходы на материалы, включая воду, для охлаждения», — сказал он. А корреспондент издания Gorod3466 исправно пересказал все технические детали инновации.
Более того, чиновник из мэрии готов открыто доказывать полезность технологии и даже предположил, что найдутся те, кто выскажутся против и назовут это предложение циничным, поэтому сразу дал ответ: «сохранение тепловой энергии — не цинично ни при каких обстоятельствах».
Хорошо, конечно, когда человек имеет свои убеждения и не боится высказывать их вслух. Плохо, когда аргументы из открытой и ни к чему не обязывающей дискуссии приобретают характер решенного дела. Чего в случае несуществующего крематория не было от слова «вообще».
Очень скоро пытливые журналисты добрались и до другого местного чиновника — начальника управления архитектуры и градостроительства Нижневартовска Станислава Чеботарева. На прямой вопрос, когда же наш крематорий начнет служить делу экономии и экологии, г-н Чеботарев решительно заявил: в ближайшее время строительство крематория в городе не запланировано.
А что касается крематориев, работающих в других городах России, то никаких сообщений о подключении их к теплоцентралям не поступало.