Posted 18 апреля, 14:07
Published 18 апреля, 14:07
Modified 18 апреля, 14:09
Updated 18 апреля, 14:09
Иван Зубов
Росийско-украинский военный конфликт, помимо многих других важнейших для всего мира последствий, вновь поставил ребром вопрос об обязательной воинской службе в странах, где от нее постепенно и неуклонно отказывались. А именно, в самых развитых государствах мира.
Если Россия, в которой после развала СССР постоянно говорилось о необходимости отказа от призыва и перехода исключительно на контрактную службу, так и не решилась это сделать, то в США и странах Европы этот переход произошел довольно легко, поскольку считалось, что с окончанием холодной войны нужды в многочисленной армии больше не возникнет.
Западные страны ошиблись, преувеличив скорость эволюции человечества: как это очень хорошо видно по последним событиям, насилие по-прежнему играет одну из главных ролей в международной политике, и конца ему пока не видно.
А между тем, молодые люди в западных странах за несколько десятилетий относительно спокойной и сытой жизни настолько отвыкли от мысли о необходимости защищать свой образ жизни с оружием в руках, что теперь решительно непонятно, будут ли они это делать, если конфликт перекинется в страны НАТО.
Эксперты The Economist указывают на Украину, многие молодые люди в которой всеми правдами и неправдами стараются избежать армейской службы, даже несмотря на то, что российские войска упорно наступают, и сама независимость этой страны находится под угрозой.
Это вынуждает украинские власти прибегнуть к крайним мерам. Так, с 18 мая вступит в силу новый закон, по которому возраст граждан, подлежащих мобилизации снижен с 27 до 25 лет, а право на увольнение с воинской службы оставлено только для людей, имеющих инвалидность, опекунов, усыновителей и многодетных. Есть там и другие, намного более жесткие, чем прежде статьи, которые фактически ставят под ружье всю Украину.
«Новые Известия» уже написали по этому поводу, что закон приведет к тому, что Украина потеряет целое поколение мужчин и без того достаточно малочисленное в силу разных исторических причин. На этом фоне еще больше участились сообщения о том, что подлежащие мобилизации украинцы бегут за границу.
Правда, западные аналитики считают, что это происходит еще и потому, что Украина отступает на фронте. Как пишет обозреватель Politico Джейми Деттмер в статье «Почему Украина проигрывает»:
«Страна испытывает опасную нехватку чего-то еще более труднодоступного, чем снаряды — боевого духа, необходимого для победы. Моральный дух войск мрачен, их подкосили непрекращающиеся бомбардировки, отсутствие современного оружия и потери на поле боя.
В городах, расположенных за сотни миль от фронта, исчезли толпы молодых людей, которые выстраивались в очередь, чтобы попасть в армию в первые месяцы конфликта. Сегодня желающие уклониться от призыва проводят время в ночных клубах. Многие вообще покинули страну… Если в ближайшее время не произойдет перелом, Украина в ее нынешнем виде уйдет в прошлое».
Однако даже и в случае военных успехов своей страны, отнюдь не все ее граждане стремятся попасть на фронт. К примеру, в социальных сетях появились сообщения о том, что на черном рынке Москвы в несколько раз выросла стоимость военных билетов.
А произошло это ровно после того, как в столице в конце марта начал работать Единый пункт призыва. За оформление военного билета «под ключ», то есть освобождающего от призыва, в Москве сегодня надо заплатить от 800 тысяч до 1 млн рублей, а за медицинский диагноз, тоже несущий с собой освобождение — от 600 до 700 тысяч.
Но это воюющие страны, а как обстоит дело там, где пушки еще не слышны — в странах НАТО, например?
Наше издание не так давно писало, что лидеры стран Балтии призвали союзников по блоку не только наращивать вооружения, но и численность своих армий. В британском издании The Financial Times по этому поводу говорится, что балтийские страны ратуют уже и за возврат, казалось бы, давно и прочно забытой воинской повинности.
Так, президент Латвии Эдгар Ринкевич заявил изданию, что несмотря на то, что военачальники предпочитает иметь дело с полностью профессиональными войсками, а обязательная воинская служба может оказаться непопулярной, европейские страны уже испытывают трудности при наборе в армию: «Воевать никто не хочет, но проблема состоит в том, что никто не хочет и вторжения в свою страну».
Как пишет аналитическое издание The Economist, теперь становится окончательно понятно, что на войне по-прежнему все решает масса, а потому любое государство, чтобы отстаивать свои интересы и суверенитет, должно получить как можно больше людей в форме. Вот и возвращаются страны к обязательному призыву, то есть, грубо говоря, к принуждению к службе в армии.
Более ста лет назад, в начале ХХ века доля таких государств в мире была 80%, к середине 2010-х годов, когда контрактная служба активно вытесняла обязательную, она упала до менее 40%. В то время, как Запад отменял призыв, Китай, Россия, Иран и КНДР напротив, свои армии наращивали. И теперь Западу придется их догонять…
Желающих взять в руки оружие там слишком мало, поскольку современная западная молодежь никогда не предполагала, что такая ситуация возникнет, и делала исключительно гражданскую карьеру. Зумеры попросту воевать не хотят! Напомним, что к поколению Z принято относить людей, родившихся с 1997 по 2012 годы.
Впрочем, не всюду. Всем известен пример, тоже входящего в список развитых демократий мира, Израиля, где в армии обязаны отслужить все, включая женщин. Именно воинская служба считается главной опорой этого государства. Неудивительно поэтому, что после террористической атаки ХАМАСА 7 октября 2023 года, моментально под ружье встали 300 тысяч израильтян!
При этом, власти страны считают, что солдат требуется еще больше, и хотят продлить, а скорее даже вернуть срок службы для мужчин до 3 лет, а возраст призыва для резервистов увеличить до 45 лет.
К вероятному конфликту с Китаем готовится и Тайвань, где срок срочной службы был продлен в три раза: с 4 месяцев до 1 года.
Вводят в связи с обострением ситуации на границе изменения и в Южной Корее, причем там служба в армии, несмотря на непосредственную близость угрозы войны с соседом, популярностью давно не пользуется. Правительство Сеула намерено по израильской модели призывать на воинскую службу больше женщин, чтобы освободить для участия в боевых действиях как можно больше мужчин.
Издание приводит данные опроса Всемирного исследования ценностей, в котором каждый год фигурирует вопрос: «Готовы ли вы воевать за свою страну?»
По его результатам оказалось, что до сих пор больше других надеются на свою профессиональную армию Германия, Нидерланды и США, жители которых не стремятся заменить собой контрактников. По мнению социологов, это было ожидаемо, учитывая высокий уровень жизни в этих странах: чем люди богаче, тем реже они готовы идти на жертвы ради своего государства.
Так, немецкий политолог Герфрид Мюнклер назвал «постгероическими» обществами западные демократии, поскольку высшей ценностью в них является сохранение человеческой жизни и личного благосостояния.
А это вступает в непримиримое противоречие с ситуацией, когда государству требуется большое количество «пушечного мяса», готового и убивать, и умирать по чужому приказу. И главной ролью властей в этой ситуации является именно принуждение к исполнению долга, если добровольной готовности к этому нет.
На этом фоне неожиданна готовность защитить свою родину, которую социологи выявили у французов: 58% молодых людей этой страны пойдут на фронт, если потребуется. А ведь Франция тоже относится к наиболее развитым странам мира.
Готовы воевать и некоторые другие столь же процветающие государства, почти все входящие в топ-10 самых богатых стран мира: Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция. Эксперты объясняют это отчасти тем, что они соседствуют с Россией, тогда как о Франции такого сказать нельзя.
В любом случае, уверены аналитики, Западу придется срочно решать, каким образом пополнить свои армии, поскольку в ином случае поражение в новой мировой войне (некоторые утверждают, что она уже началась) обернется победой стран, которые озаботились этим заранее, вернее, никогда не прекращали этого делать. Это Иран, Китай, КНДР и Россия.