Posted 15 марта, 09:26

Published 15 марта, 09:26

Modified 15 марта, 09:28

Updated 15 марта, 09:28

Нефтебазы горят в России, а бензин дорожает по всему миру

ВСУ бьют не только по нефтебазам в России, но и по автозаправкам в США

15 марта 2024, 09:26
Фото: Соцсети
Нефтебазы горят в России, а бензин дорожает по всему миру
Подорожание нефти и бензина после украинских атак на российские нефтеперерабатывающие заводы отразилось и на союзниках Украины.
Сюжет
БПЛА

Иван Зубов

Атаки украинских дронов на российские нефтебазы и нефтеперерабатывающие заводы неизбежно отразились на оптовых ценах на бензин. На объекты, попавшие под удар, приходится более 12% производства топлива в России.

Бензин в России уже подорожал до полугодового максимума

Напомним, что только с начала 2024 года дроны атаковали:

— нефтебазу «Орелнефтепродукт» в Орле,

— Петербургский нефтяной терминал,

— Клинцовскую нефтебазу в Брянской области,

— нефтебазу в Туапсе,

— НПЗ в Ярославле,

— завод «Невский мазут» (Санкт-Петербург),

— Волгоградский нефтеперерабатывающий завод,

— нефтебазу в Курском районе,

— резервуар нефтебазы в Губкино (Белгородская область).

— нефтебазу в Аннинском районе (Воронежская область),

— НПЗ «Лукойла» в Кстово (Нижегородская область),

— нефтебазу в Орле,

— Рязанский НПЗ, на который приходится почти 5% всей нефтепереработки в РФ. В среду 13 марта он остановил свою работу.

И, наконец, в ночь на пятницу, 15 марта, ВСУ предприняли атаку на нефтехимическое предприятие «Первый Завод» в Калужской области, который занимается переработкой нефти.

14 марта стоимость Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла полугодового максимума — 60 299 рублей за тонну. За два дня котировки выросли более чем на 2 тысячи рублей, или почти 4%.

До рекорда с начала года подорожало зимнее дизтопливо: оно стоит 68 946 рублей за тонну, хотя еще в середине января оптовые цены держались ниже 60 тысяч рублей. Цена Аи-92 выросла на 3,3% за два дня и оказалась на максимуме с ноября — 49 578 рублей за тонну по национальному индексу.

Эксперты утверждают, что топливо дорожает по мере того, как один за другим российские НПЗ выходят из строя.

Украинские дроны бьют и по союзникам

Однако, украинские атаки ставят в нелегкое положение не только Россию, но и союзников Украины, в том числе, и Америку. Как сообщили в четверг американские издания, «сегодняшняя средняя цена на бензин в США составляет 3,41 доллара за галлон, что на 0,02 доллара выше вчерашнего дня, на 0,02 доллара по сравнению с прошлой неделей и на 0,16 доллара по сравнению с прошлым месяцем. Средняя цена галлона бензина год назад сегодня составляла 3,47 доллара».

Эксперты специализированного сетевого издания Oilprice пишут в своем материале: «Американских водителей предупредили о необходимости готовиться к скачку цен на бензин». Издание предупреждает, что водители не смогут не заметить скачок цен на заправках на целых 4,8% по сравнению с прошлым месяцем.

Кроме того, цены на бензин взлетели, разумеется, не только в США, но и в Турции, и в Европе, и произошло это ровно после того, как в результате атак ВСУ выросла цена на нефть. И эксперты предупреждают, что это только начало, и что в случае новых ударов «украинских дронов по российским нефтеперерабатывающим заводам цены могут еще вырасти».

Все это, по мнению аналитиков, не может не отразиться и на электоральных перспективах Джо Байдена.

Еще три таких налета, и проблемы станут совсем тяжелыми

Впрочем, России тоже придется трудно, считает сетевой аналитик Анатолий Несмиян, который подсчитал, что производство бензина в стране до атак ВСУ перекрывало спрос примерно на 10%. Именно излишек сглаживал колебания цены на топливо, а также шел на экспорт. Однако теперь, как раз примерно эти самые 10% и утрачены в связи с выходом из строя крупных НПЗ, а значит и не будет дополнительных запасов для повышенного сезонного спроса после окончания зимы:

«Отсюда возникает вполне резонный вывод — утрата еще 10% мощностей приведет к перебоям даже текущего спроса на топливо, и без его импорта будут возникать локальные и региональные дефициты, а так как топливо — крайне неэластичный по цене продукт (то есть, его будут покупать практически в тех же объемах и при подорожании, включая значительное), то выровнять спрос и предложение только за счет увеличения цены (как это произошло, к примеру, с яйцами) не удастся. Придется принимать и административные меры (к примеру, нормированное распределение).

По факту еще три таких же недели налётов — и вдруг выяснится, что перед нами возникла нешуточная проблема. И как раз перед пиковым спросом на топливо для посевной…».

"