Алина Шувалова
В конце января молодая москвичка Ольга Шулепова наткнулась на объявление о поиске сотрудников в открываемый рядом с домом пункт выдачи заказов (ПВЗ) крупного онлайн-магазина. Работу обещали спокойную, в тепле, в чистом свежеотремонтированном помещении.
«И зарплату предлагали хорошую. За день работы, в зависимости от объема заказов, обещали платить от 2000 до 3000 рублей, с возможностью подработки. И меня такие условия устроили», — рассказала Ольга.
В течение первого месяца открывший ПВЗ индивидуальный предприниматель оформлять официальные трудовые отношения с новенькой сотрудницей не стал, сославшись на необходимость пройти испытательный срок.
«Когда я отработала месяц с переработками и длинными сменами по 12 часов, и уже готовилась получить свою первую зарплату, владелец ПВЗ неожиданно выдвинул мне дополнительное условие. Он сказал, что если я хочу получить свои кровно заработанные за этот месяц деньги, мне придется оформиться не наемным работником, а самозанятой», — рассказала сотрудница.
Начальник принес Ольге проект договора, в котором оговаривалось, что она не принимается в штат ПВЗ в рамках Трудового кодекса, а якобы будет оказывать предпринимателю услуги по выдаче заказов.
«Договор, который мне выдали, меня очень удивил и напугал. В нем содержались пункты о том, что у меня не будет ни больничных, ни пенсии, ни отпусков, а за любую мельчайшую провинность меня будут штрафовать на суммы от 500 до 1500 рублей в день. Но самым удивительным пунктом оказалось то, что если кто-то из клиентов напишет негативный отзыв о работе ПВЗ, то с меня взыщут штраф „от 100 тысяч рублей“. Такое предложение меня окончательно „добило“. Я подумала, что если я подпишу такой договор, то по итогам месяца не то, что заработать не сумею, а еще останусь этому предпринимателю должна 100 тысяч рублей!», — возмутилась москвичка.
Узнав о том, что сотрудница не хочет заключать с ним кабальный договор и оформляться самозанятой, ИП пригрозил, что в таком случае откажется выдавать ей зарплату за уже отработанный месяц. В панике девушка обратилась к юристам.
Как прокомментировала сложившуюся ситуацию в беседе с «НИ» цивилист Анна Смирнова, в последнее время число обращений, связанных с подобными ситуациями, участилось.
«Изучив предложенный девушке договор, я категорически отсоветовала его подписывать. Помимо того, что договор фактически подменяет самозанятостью первоначально обещанное сотруднице оформление по ТК, в ряде пунктов документ прямо противоречит федеральному законодательству, что изначально делает его в этой части ничтожной», — говорит юрист Анна Смирнова.
К тому же, продолжает она, договор содержит множество откровенно кабальных условий, согласившись на которые человек фактически обрекает себя на «трудовое рабство».
«Прежде, чем подписать любой документ, я настоятельно рекомендую его внимательно изучать, а в идеале — проконсультироваться с юристом», — добавляет Анна Смирнова.
Если о возможных последствиях заключения сомнительного договора не подумать заранее, потом придется тратить время и нервы на хождение по трудовым инспекциям и судам, предупредила она.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сегодня в стране насчитывается свыше 8 млн самозанятых. И их число продолжает расти. Для многих россиян такой налоговый режим, направленный на вывод бизнеса из тени, очень выгоден и удобен. Ставка налога по доходам от физлиц по нему составляет всего 4%, а от юрлиц — 6%.
Но проблема состоит в том, что после введения в стране в 2020 году режима самозанятости многие предприятия начали незаконно экономить на налогах, маскируя выполнение стандартных трудовых функций договорами с самозанятыми.
Впрочем, в ходе налоговых проверок подобные уловки работодателей опытные ревизоры выявляют очень быстро. Один из явных сигналов подмены — это сведения о доле самозанятых в организации и периодичность перечисляемых им выплат.
За последние три года количество организаций, оформляющих договоры с самозанятыми вместо обычных трудовых отношений, снизилось с 3,6 до 0,7%, отметили в ФНС.
В последнее время в России наблюдается настоящий бум онлайн-торговли. Покупки на маркетплейсах стали для большинства россиян рутиной. Этот сектор пережил бурный взлет во время пандемии и продолжает уверенно расти. По подсчетам Data Insight, объём рынка электронной торговли за 2023 год должен вырасти почти в 1,5 раза — до 8,5 трлн рублей.
Как рассказал «НИ» генеральный директор компании «Вектор Проект» Антон Баксараев, инвесторы видят огромный потенциал сегмента онлайн-торговли и массово вкладывают деньги в создание объекты складской недвижимости, в том числе для нужд маркетплейсов. Спрос на них уже сейчас превосходит предложение. И в связи с бурным ростом дистанционной торговли маркетплейсы переходят к складам большей площади.
«Согласно данным, опубликованным в CRE, неудовлетворенный спрос оценивается примерно в 1-1,5 млн кв. м, а в перспективе — до 10 млн кв. м. Прогнозы по строительству на 2024 год оцениваются на уровне 2,5 млн кв. м, из которых 1 млн кв. м могут быть построены под заказ. С учетом объема новых объектов, строительство которых идет, можно предположить, что примерно через 2-3 года мы увидим на рынке начало стабилизации предложения. До тех пор спрос на склады и стоимость аренды будут расти, а арендодатели диктовать свои условия», — полагает эксперт.
По его словам, маркетплейсы активно строят склады «под себя». Складов, находящихся в удобном расположении от основных въездов в Москву, практически не осталось. Застройка сейчас идет вдоль Симферопольского, Киевского, Калужского шоссе, М4 Дон, М11, а также дорог, близких к ЦКАД. В преддверии открытия скоростной трассы М12, началась стройка складских помещений вдоль Новорязанского шоссе. Доходность инвестиций в складскую недвижимость при сроке вложений в пять лет сейчас составляет около 20-22% годовых в рублях.
«Это очень хорошие условия по сравнению со многими финансовыми инструментами. К тому же, спрос на склады стабилен по сравнению с жилой и торговой недвижимостью. Выгодно также строить склады с целью последующей сдачи объектов в аренду или для продажи. В начале года строительство здания обходилось примерно в 50-70 тыс. рублей за кв метр, а вот продать готовый склад через 1-2 года можно по цене 120 тыс. рублей за кв метр. Дробление большого склада на блоки по 1000 -1500 кв. м с целью дальнейшей продажи также представляется очень выгодным. Маржа по таким сделкам достигает 50%», — отмечает Антон Баксараев.
Вместе с тем, стремительное развитие онлайн-торговли в стране вскрывает многочисленные проблемы, в том числе те, которые касаются регулирования трудовых отношений между владельцами такого бизнеса и наемными работниками.
Накануне стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, регулирующий работу маркетплейсов. В нем заложена масса нововведений, касающихся открытия новых ПВЗ, особенностей работы действующих.
По новым правила, например, маркетплейсы лишатся возможности запрещать пунктам выдачи работать с другими сервисами онлайн-торговли. Таким образом, станет возможным появление универсальных пунктов выдачи, которые могут сразу отдать заказы с Ozon, Wildberries и Яндекс Маркета. Остаётся только урегулировать вопрос с требованиями к оформлению пунктов выдачи — каждый маркетплейс требует соответствие собственному дизайну.
Вместе с тем, учитывая ситуацию с многочисленными фактами жалоб работников ПВЗ на нарушения их трудовых прав, юристы предлагают законодателям детально проработать механизм защиты сотрудников таких пунктов от недобросовестных работодателей, не желающих платить людям обещанную при приеме на работу зарплату и пытающихся ввести на отдельно взятом пункте филиал «крепостной деревни».
Любопытная деталь: недавно гражданские активисты в Костроме обратились в мэрию с заявкой на проведение пикета у местного памятника Свободе в честь годовщины отмены крепостного права в России, произошедшей 3 марта 1861 года. Но чиновники такое мероприятие запретили.