Мария Соколова
«Автостат» опубликовал итоги продаж новых автомобилей в России за февраль 2024 года: первые 7 строчек самых популярных марок заняты уже привычными брендами: Lada, Geely, Haval, Chery, Changan, Exeed и Omoda. Большинство из них представлены в доступном и народном по современным меркам сегменте до 3 млн рублей.
Но на 8 место ворвались автомобили марки LiXiang («Ли Сян», также известны как Li Auto). Юридического представительства и гарантии на LiXiang в России нет — официально эти машины продаются исключительно в Китае. Доступной ценой они тоже не отличаются: в России покупателю обходятся в 6-9 млн рублей. Да и технически авто непривычные: это подзаряжаемые гибриды, у которых обычный двигатель работает только как генератор для зарядки батареи.
К тому же по стране расползаются слухи о том, что «Ли Сяны» даже после небольшого ДТП или ремонта, связанного с электрической частью машины, превращаются в «кирпич» — остаются заблокированными на программном уровне навсегда. Неужели россияне так разбогатели, что могут тратить миллионы рублей ради эксперимента?
Может быть попадание LiXiang в ТОП-10 в феврале — это случайность? Нет, машины этой марки входят в ТОП уже 3 месяца подряд. В декабре 2023 года в России было продано 1968 машин LiXiang (10 место), в январе 2024 года — 1741 машина (8 место), в феврале 2024 года — 2691 машина (8 место). Сейчас на каждый проданный «Ли Сян» приходится всего лишь 5 проданных Lada Granta.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин видит несколько причин такой популярности. И главная из них — отсутствие альтернативы.
— Альтернатив в этой ценовой категории очень немного. А с такими характеристиками на бумаге альтернатив практически нет совсем. Люди, которые раньше покупали Mercedes или BMW, вынужденно (немецкие машины сильно подорожали) смотрят на электрических и гибридных китайцев.
В этой ценовой категории можно найти официально поставляемый в Россию EXEED VX с простым бензиновым мотором. Но далеко не каждый россиянин отличит большой и дорогой «Эксид» от более скромных моделей Exeed и Chery, популярных в такси и каршеринге. Или можно взять привычный Mercedes-Benz, завезённый в Россию в частном порядке. Но это будут самые маленькие и скромные модели в простых комплектациях. LiXian же предлагает очень большой кроссовер с электромоторами мощностью порядка 450 л. с. Налог при этом придёт только на 150 бензиновых «лошадей».
Один раз попробовав, отказаться от такой мощности уже сложно — добавляет Антон Шапарин.
— Когда садишься в любую «электричку» и нажимаешь педаль газа, то понимаешь, что это очень быстро — сразу доступна вся тяга. Другая проблема, что продолжается всё это недолго, поскольку батарейка садится. Но Ли предлагает гибрид, что упрощает жизнь — ты не встанешь посреди дороги с севшей батарейкой, как это происходит с электрическими «Зикрами» сплошь и рядом.
Как и в случае с наркотиками, зависимость от динамики разгона, автопилота и роскошного салона, имеет очень тяжёлые последствия. Во многом они обусловлены тем, что это очень молодая компания. Ли Сян (так зовут основателя) открыл её только в 2015 году, в 2019 году на рынок вышел первый электромобиль.
Сейчас в производственной линейке имеется 3 технически близких автомобиля. Фантастическая скорость прогресса, о которой «АвтоВАЗ» может только мечтать. Новая Lada Iskra встанет на конвейер только в 2025 году, хотя дизайн заимствован у концепта 2016 года, а технически это примитивный автомобиль, родственный Renault Logan и Lada Largus.
В итоге машины есть, а возможности их обслуживать нет — поясняет Антон Шапарин.
— Проблем, конечно, навалом. Первые модели вообще не получают никакой сервисной поддержки, она не предусмотрена производителем. Машины одноразовые. С нынешними моделями (L7, L8 и L9 — прим.ред) запчасти должны быть, но опять же машин таких мало, склада запчастей в России не будет. Всё надо будет привозить из Китая с соответствующими немалыми сроками доставки. Русификация там также не предусмотрена — всё на китайском языке и максимально недружественно для российского пользователя.
Формально продавцы таких машин предлагают русификацию медиасистемы, но она заключается в установке российской сим-карты и русскоязычных приложений (навигатор, стриминговые музыкальные сервисы и так далее), включая приложение для перевода текста на экране. О переводе всего интерфейса на русский язык речи не идёт.
Но самые неприятные последствия будут, если вы попадёте на такой машине в ДТП, или понадобится серьёзный ремонт. Машина действительно может превратиться в недвижимость. Как это происходит — объясняет основатель компании RuCars Роман Рассудков.
— Lixiang не просто до сих пор официально не поставляют свои автомобили за пределы Китая. Компания осознано блокирует попытки ремонта и сервисного обслуживания вне фирменных центров. Из-за этого ремонт машин Lixiang вне КНР затруднен, доступа к диагностическому оборудованию в России ни у кого нет и «оживить» блок управления, «пришив» к нему новые детали на территории Российской Федерации и любого другого места в мире вне фирменных сервисных центров Lixiang, действительно невозможно.
Единственный вариант выхода из ситуации — отправка всей машины или хотя бы некоторых электронных блоков на перепрошивку в Китай.
Но это ещё не всё. Помимо технических проблем, которые могут опустошить кошелёк владельца, Li L7, L8 и L9 могут преподнести юридические проблемы — предупреждает Антон Шапарин.
— Популярность этих машин зиждется на ввозе через Киргизию. За счёт обнуления НДС и занижения таможенной стоимости в декларации такие поставки становятся достаточно выгодными для поставщиков. Но они будут невыгодными для россиян — они столкнутся с желанием государства получить доплату всего того, что сэкономили в Киргизии.
Российские власти с 1 апреля прикрывают лазейку — появится возможность доначисления таможенных пошлин и других платежей. Владельцы могут получить сюрприз в виде счёт от ФТС примерно на 10 тыс. долларов.
На бумаге LiXiang выглядят заманчиво, да и едут приятно. Но владельцы должны понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Хотите получить очень мощный премиальный кроссовер — готовьтесь заплатить по полной программе. А пока покупка «Ли Сянов» — это лотерея и эксперимент над собственным кошельком.