Ирина Мишина
Долгое время высотные дома у россиян ассоциировались с зарубежными мегаполисами: Нью-Йорком, Лос-Анджелесом, Чикаго, Лондоном, Дубаем. Однако сегодня во многих крупных городах России есть свои «сити» — деловые центры, где находятся головные офисы крупных компаний, банков, а также торговые центры и жилые кварталы. Небоскребов в России становится все больше, и это имеет под собой объективные причины.
Очевидно, что земли под застройку становится все меньше, а ее стоимость очень высока, поэтому любой девелопер стремится выжать максимальную плотность из любого участка. Так проект становится наиболее экономически привлекательным. Надо сказать, что жители тоже получают определенные выгоды от такой застройки: прекрасные виды из окон, которые открываются с верхних этажей, и более чистый воздух.
Самый высокий небоскреб в Европе на сегодня — это деловой комплекс Лахта Центр. Это самое северное высотное здание в мире находится в Санкт-Петербурге, на берегу Финского залива. Здесь размещены штаб-квартира «Газпрома».
Высота архитектурной доминанты комплекса — 462 метра. При его строительстве было использовано более 100 уникальных технологий и решений. Комплекс состоит из 5 объектов: башни, многофункционального здания, здания арки главного входа, комплекс зданий и сооружений. Общая площадь — 570 тысяч квадратных метров. В главном высотном здании комплекса располагается штаб-квартира российской корпорации «Газпром».
Отношение к Лахта-центру в архитектурной среде неоднозначное.
«Лахта центр — знаковое сооружение, но хочу отметить, что с некоторых точек не читается геометрия здания. Чистоты линий нет. А так — хороший интересный проект», — считает профессор МАРХИ, владелец архитектурного бюро «ЛАБВА Про» Станислав Кулиш.
«Лахта интересна тем, что продолжает тему „иглы“ петербургского адмиралтейства. Здание просто красиво нарисовано, имеет вид спирали, плавный силуэт. К тому же это сложное технологическое решение. Не во всех городах мира есть с такие здания», — считает профессор МГАРХИ им. Сурикова Николай Васильев.
Другие считают Лахта-центр градостроительной ошибкой, как, например, член Общественной палаты, историк архитектуры Филипп Смирнов: «Нарушена визуальная перспектива города. Я считаю, что Петербургу как памятнику культурного наследия ЮНЕСКО был нанесен ущерб».
Деловой комплекс «Москва-сити» многие тоже считали градостроительной ошибкой, об этом одно время говорил даже мэр Москвы Сергей Собянин. Однако, со временем небоскребы «Москва-сити» начали считаться едва ли не символом столицы. По крайней мере 9 башен «Москва-сити» входят сегодня в ТОП-10 самых высоких зданий России после Лахта-центра.
На втором месте в России после Лахта центра — башня «Федерация». Она имеет высоту 374 метра и насчитывает 95 этажей. «Федерация» занимает второе место по высоте в России, но первое по количеству этажей Построен комплекс в 2017 году.
На третьем месте — башня «Око». Башня достигает 354 метра 85 этажей. Построена она была в 2016 году.
Четвертое место среди небоскребов России занимает Neva Towers. Её высота 345 метров и 79 этажей. Построена эта башня была в 2019 году.
На 5 месте — башня «Меркурий». Многофункциональный деловой комплекс, расположенный в этой башне, имеет высоту 340 метров и 75 этажей. Построена в 2013 году.
На 6 месте — башня «Евразия». Ее высота 309 метров и 70 этажей. Построена она в 2015 году.
На 7 месте — две башни Neva Towers. Её высота 302 метра 65 этажей. Построена в 2019 году.
На 8 месте — две башни «Город столиц». Комплекс состоит из двух высотных башен — «Москвa» и «Санкт-Петербург» с 17-этажной соединяющей частью. Башни имеют высоту 301 метр и 76 этажей. Построены они были в 2009 году.
На 9 месте — башня Capital towers. Этот комплекс жилых небоскребов, расположенный в «Москва-сити», состоит из трёх башен высотой 295 метров и 70 этажей. Построен в 2023 году.
И на 10 месте — Башня на набережной. Построена она была в 2007 году. Состоит из трёх отдельно стоящих зданий. Самое высокое достигает 268 метров и 59 этажей.
Мнения архитекторов по поводу «Москва-сити» расходятся.
«Комплекс „Москва-сити“ мне нравится. Есть прекрасная башня „Нева“, спиральные башни тоже интересны, но это не откровение. Башню „Федерация“ не сделали так, как были должны: парусность превратили просто в стеклянные объемы. Симпатичный комплекс из трех башен, но они перекрывают всю перспективу к Экспоцентру. Комплекс красивый, эстетичный, но при этом перекрывает красивую перспективу Кутузовского проспекта», — считает профессор МАРХИ, владелец архитектурного бюро «ЛАБВА Про» Станислав Кулиш.
«Этот комплекс создавался по аналогии с парижским кварталом Дефанс. Принцип этого комплекса должен был напоминать Кремль из нескольких башен. Но пришли застройщики с разными ресурсами, договаривались как получится, поэтому в застройке „Москва сити“ получился такой разнобой. Свобода, которую предоставили застройщикам, сказалась и на характере застройки. Интересно и то, что, помня трагедию 11 сентября с обрушением американских небоскребов, сейчас арендаторы предпочитают не занимать верхние этажи, они практически пустуют», — рассказал «НИ» профессор МГАХИ им. Сурикова Николай Васильев.
Как бы мы ни относились к небоскребам, стоит признать, что они внесли свой вклад в развитие архитектуры и инженерных сооружений.
«Строить небоскребы очень сложно. При их возведении начали придумывать новую технику — например, самовозводящиеся краны, они сами укладывают плиты и идут дальше. Это — прорыв, техническое достижение. Также в некоторых высотках работают внутренние системы по вытяжке пыли — встроенные пылесосы, которые не надо переносить», — рассказал «НИ» член Общественной палаты, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.
Он также отметил и роль геодезистов.
«Также много делают и геодезисты: ведь почвы в Москве непростые, Москва сити вообще частично построена на болотистых почвах, параллельно велось строительство ветки метро. Вибрация, пустоты, плывуны — все это потребовало новаторских нестандартных решений», — добавляет Филипп Смирнов.
Вместе с тем возникает вопрос о безопасности, прочности таких сооружений и их практической нужности.
«Первый вопрос — о противопожарной безопасности. С точки зрения эвакуации в таких зданиях все предусмотрено. Есть система дымоудаления, дополнительные водяные шторы, микрораспыление, микропар. Все это работает в случае пожара в автоматическом режиме. Лифты в таких домах скоростные, их технологии давно отработаны. Да, существует проблема раскачивания таких зданий, но есть инженерное решение — подвесные маятники, которые стабилизируют дом. Причин не расти вверх домам я не вижу», — считает профессор МАРХИ Станислав Кулиш.
Любителей жить в высотках сейчас в мире приблизительно столько же, сколько любителей жить в своем доме с собственным садиком. Сейчас сити существуют и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Лондоне, и в Москве, и Питере. Некоторые города представляют собой вообще один сплошной сити. К примеру, Сингапур. Такая же ситуация в Малайзии, в Китае, в Гонконге. В Москве, по словам историка архитектуры Николая Васильева, сейчас дома в 30-35 этажей — обычная история.
«Исследования показывают, что человеку легче жить там, где линия карниза низкая, на уровне 2-3 этажа. Там, где линия карниза высокая, лучше работается. То есть высотки и небоскребы — это лучшее место для работы: там ничего не отвлекает. Стекло, бетон, все спешат, некуда обратить взор, кроме как на компьютер. Это соединение психологии и архитектуры. Жить в таких небоскребах комфортно не всем. Да, шикарный вид из окна, чистый воздух, но у многих семей, особенно молодых с детьми и у пожилых — фобии касательно пожаров и не работающих лифтов», — заявил «НИ» член общественной палаты РФ, историк архитектуры Филипп Смирнов.
Возникает вопрос и о долговечности таких построек, особенно в свете того, что почвы в Москве непростые, карстовые, а некоторые — с пустотами.
«Карстовые почвы с пустотами есть в Москве в нескольких местах, например, на Воробьевых горах. Но там и не строят. Но вообще технологии ушли далеко вперед, есть такие решения, как заморозка, стабилизация почв. В Сочи, например, почти все олимпийские объекты построены на сваях», — рассказывает профессор МАРХИ Станислав Кулиш.
Эти новые технологии позволяют строить высотки практически где угодно. Ведь застройщикам дешевле возводить высотки — это очевидно, потому что самая дорогая часть проекта — это земля, коммуникации, разрешение на строительство. Однако, применительно к высоткам существуют и свои ГОСТы. А они утверждают, что жизненный цикл стандартной железобетонной многоэтажки не превышает полувека.
«Небоскребы изначально непросто ремонтировать. Кроме того, в России в принципе отсутствует развитая система капитального ремонта многоэтажных домов. Значит, их неизбежно потребуется сносить через 50 лет, а потом как-то утилизировать огромное количество крупногабаритных обломков строений и строительного мусора», — считает эксперт по новостройкам рекламной сети в сфере недвижимости Aurum Realty Георгий Симоновский.
«Наши девелоперы, к сожалению, не мыслят на сто лет вперед. Срок жизни небоскребов на сегодня не просчитан. И строя их в таком количестве, мы неизбежно разрываем городскую ткань», — считает академик Российской академии архитектуры, градостроительства и строительных наук Андрей Боков.