Андрей Иванович, под санкции попало огромное количество компаний и физических лиц. Среди них горнодобывающая компания «Мечел», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Новатэк Мурманск», производитель автомобилей AURUS, девелперская группа «ПИК», с десяток банков, платежная система «Мир»… Как это отразится на рядовом потребителе? Как мы ощутим все это на себе?
— Новые санкции — это серьезный удар по мировой торговле и мировой финансовой системе. Санкции никогда до добра не доводили. Неизбежно произойдет удорожание товаров и услуг. Многие торговые и банковские операции уйдут в «серую» зону, наступит счастье для контрабандистов, они будут пользоваться этим. Товаропотоки пойдут по обходных схемам, и это приведет к подорожанию очень многих товаров.
Подорожает все, что на полках и на прилавках. Вы видели, как подорожали яйца из-за того, что комплектующие на птицефабриках стали идти по параллельному импорту. Сейчас значительно возрастет в цене вся бытовая техника. Автомобили подорожают еще больше, хотя, казалось бы, куда дальше…
Санкциями пытаются в первую очередь удушить наш оборонный комплекс. Именно поэтому в санкционном списке много предприятий и банков, связанных с оборонкой. Все это неизбежно ударит по поставкам комплектующих к станкам и оборудованию, абсолютно вся электроника тоже станет дороже.
Отразятся ли санкции на стоимости продуктов питания?
Последние санкции запрещают нам фактически все, кроме воздуха. Многие торговые операции станут незаконными. На продуктах питания это тоже отразится, но поскольку у нас свой огромный рынок, мы продержимся.
Я помню, как 25 февраля 2022 года давал интервью западным журналистам, и ведущая мне сказала тогда: «Понимаете ли вы, что через 2 месяца умрете от голода?». Но не умерли же, справились. Санкции во многом вводятся без учета специфики российской экономики. Их главная цель — наказать, но принципы современного мировой финансовой системы они не учитывают.
В новом пакете вводятся санкции против нашей национальной платежной системы «Мир». Она перестанет приниматься за границей?
— На мой взгляд, это самая неразумная мера в новых санкционных пакетах. Картами «Мир» наши туристы расплачивались в других странах во время турпоездок. В Египте, Турции, Вьетнаме. Сейчас из-за угрозы вторичных санкций прием этих карт за рубежом ограничат. Это будет безусловно ударом по туризму. Неразумно это еще и потому, что работала система «Мир» в том числе и на вывоз капиталов за границу. Сейчас «Мир» останется сугубо российской платежной системой. Те, у кого есть карта VISA, смогут расплачиваться ими за границей, такая возможность у многих есть.
Банки, которые работают с системой «Мир» за рубежом, тоже подпадают под санкции. Так что «Мир» останется только в России. Санкции США против Национальной системы платежных карт никак не повлияют на работу платежных сервисов внутри России.
Под санкции попали и физические лица. Вообще санкции против российских олигархов, они работают?
— Я общался с западными политиками и финансистами, у них такая логика: «Если мы введем санкции против российских олигархов, они возмутятся, объединятся и восстанут против действующей власти, против президента». Но это не сработало, Запад не учел всю систему взаимосвязей между российским бизнесом и властью. С нашими олигархами мы сами как-нибудь договоримся и разберемся. Минфину США нюансы нашей внутренней политики никогда не понять.
Также у «мирового правительства» была такая логика: «После введения санкций население возмутится и начнет предъявлять претензии власти». Но после введения санкций 2018 года, как известно, Путин выиграл выборы, а в стране начались в связи с этими санкциями антизападные настроения.
Как Россия может обойти эти санкции? И есть ли у нас выход — как остаться в мировой финансовой и торговой системе?
— Будет тяжело. Нам напрямую фактически некуда будет продавать свою продукцию, и в первую очередь газ, нефть и удобрения. Прямые поставки практически прекратятся. Санкции разрушают международные субъекты хозяйствования и замораживают наши финансовые ресурсы. От этих санкций в конечном счете пострадает мировая экономика.
Для начала нам придется искать новых партнеров помимо Китая, Турции, ОАЭ, Казахстана и Киргизии. Я вижу возможность таких партнеров в странах Африки и Латинской Америки. Придется искать и новые логистические цепочки.
Ну и главная задача — развивать собственное производство и электронику. Это будет непросто, если учитывать, что на разработку одного микрочипа уходит до 5 миллиардов долларов. Но делать это придется самим, кооперируясь с Китаем.
Безусловно, будет тяжело, но санкции рано или поздно начинают работать против тех, кто их вводил, это закон мировой экономики. Так что развязка всей этой ситуации достаточно близко.