Игорь Злобин
События последнего времени на российско-украинском фронте, а также политические раздоры в США по поводу помощи Украине, во много изменили настроения европейцев в отношении ближайших перспектив. Именно поэтому эксперты «мозгового центра» Европы — Европейского совета по международным отношениям (ECFR), провели всестороннее исследование общественного мнения по этому поводу, результаты которого опубликованы на сайте организации.
В преамбуле эксперты напоминают, что войны разворачиваются на поле боя, но часто заканчиваются у урны для голосования. Начиная с французской кампании в Алжире и заканчивая войной США во Вьетнаме, именно падение общественной поддержки и военные неудачи подтолкнули участников к урегулированию ситуации.
Кроме конфликта России и Украины, который приближается к своей второй годовщине, на горизонте видны еще два события: выборы в Европейский парламент в июне и президентские выборы в США в ноябре. Результаты обоих окажут решающее влияние на геополитику Европы. Прогнозы того, что произойдет на этих выборах, могут повлиять на военную стратегию и Москвы, и Киева.
Эксперты считают, что динамика на поле боя, вероятно, повлияет и на голоса избирателей. Они уверены, что Владимир Путин делает ставку на усталость Запада от войны, чтобы добиться победы России. Идеальным сценарием для него было бы, если бы новая администрация Трампа прекратила поддержку Киева, а европейский интерес к этому конфликту угас.
В своей статье они анализируют нынешнее состояние европейского общественного мнения по поводу войны в Украине, который основан на результатах опроса ECFR, проведенного в январе 2024 года в 12 европейских странах (Австрия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Испания и Швеция). Этот опрос показал неоднозначную картину.
С одной стороны, европейцы, похоже, пессимистично оценивают шансы Украины на победу, и большинство прогнозирует, что она закончится каким-то урегулированием. С другой стороны, большинство европейцев тоже не настроены на умиротворение. Но они также недовольны перспективой переизбрания Дональда Трампа — и многие считают, что его победа также может стать и победой Путина.
Именно поэтому, считают эксперты, союзникам Украины необходимо найти новый способ аргументации в пользу продолжения ее общественной поддержки. Европейцы не хотят победы России, но и не чувствуют себя настолько героями, чтобы продолжать этот конфликт.
В случае же победы Трампа в ноябре для украинцев и их европейских союзников будет жизненно важно разработать такую позицию, которая не позволит ни Трампу, ни Путину считать себя «партией мира» в конфликте, исход которого еще далек от решения. Таким образом, битва за определение понятия «долговечный мир» будет иметь решающее значение.
Два года назад европейское общество отреагировало с необычайной солидарностью по отношению к Украине, но также с тревогой по поводу его последствий. Военные действия в непосредственной близости к дому заставили европейских лидеров и общество осознать новую реальность в глобальной политике.
Первоначально тревога европейцев, казалось, повлияла на их мнение об исходе этого конфликта: исследование ECFR, проведенное в июне 2022 года, показало, что многие европейцы выступают за быстрое его разрешение, даже ценой потери территории Украиной.
Однако год спустя опрос показал, что успехи украинской армии и демонстрация лидерства США изменили европейское общественное восприятие — в отличие от большинства людей в других регионах мира, европейцы хотели поддержать Украину до тех пор, пока Киев не отыграет все свою территорию.
Теперь, после провала контрнаступления Украины и на фоне ослабления ее поддержки в западных столицах, часть этого оптимизма, похоже, улетучилась.
Последний опрос ECFR выявил три важные особенности европейского общественного мнения, которые могут повлиять на стратегии политических лидеров — особенно в преддверии лакмусовой бумажки выборов в Европейский парламент в июне.
Опрос показал, что уже немногие европейцы все еще верят в шансы Украины на победу на поле боя. В среднем в нее верят только 10% жителей этих стран, в которых проводился опрос. Вдвое больше — 20%, считают, что победит Россия. Во всех странах большинство респондентов считают, что противостояние в конечном итоге закончится переговорами между Украиной и Россией.
При этом, большинство европейцев «отчаянно хотят предотвратить победу России», даже если не верят в шансы Украины, признался аналитик ECFR Марк Леонард.
В разных странах наблюдаются значительные расхождения в том, как, по мнению опрошенных, должна действовать Европа. В Швеции, Португалии и Польше наибольшая доля респондентов считает, что европейские страны должны поддержать Украину в победе на поле боя.
Напротив, жители Венгрии, Греции, Италии, Румынии и Австрии явно склоняются к мнению, что Европа должна оказывать давление на Украину, чтобы та вела переговоры с Россией о прекращении боевых действий.
Последний опрос показывает, что оптимизм, царивший в Европе в прошлом году в отношении украинского контрнаступления, угас. Новые исследования невозможно напрямую сравнивать с предыдущими, но, по данным исследовательского института Eupinions, год назад 61% граждан ЕС считали, что Украина победит.
Эксперты установили, что европейская общественность не чувствует себя особенно героически, и скептически относятся к тому, что одной только поддержки Европы будет достаточно, чтобы привести Украину к победе. Но, с другой стороны, она не склонна и сдаться на милость России. Большинство европейцев считают, что в случае изменения позиции США ЕС должен либо сохранить, либо усилить поддержку Украины.
Европейские лидеры, которые на протяжении последних двух лет неизменно поддерживали Украину и которые недавно приняли пакет помощи Киеву в размере 50 миллиардов евро, должны найти, по мнению экспертов, результаты этого опроса одновременно отрезвляющими и обнадеживающими.
Карта общественного мнения показывает, что многие в Европе считают, что боевые действия в Украине — это европейская война и что европейцы будут нести основную ответственность за ее исход.
Когда она началась, в Европе развернулась полемика между теми, кто считал, что Украина должна победить («лагерь справедливости»), и теми, кто предпочитал, чтобы война закончилась как можно быстрее, независимо от цены для Украины («лагерь мира»).
Но теперь, возможно, возникло другое разделение вокруг идеи того, что будет означать достижение мира. То есть многие европейцы теперь рассматривают ту или иную форму урегулирования как мир; когда как другие могут придерживаться идеи, что единственный мир — это Украина с восстановленными границами, существовавшими до 2014 года.
Крайне важно определить, что означает на практике выступать за «мир». Европейские лидеры могли бы начать с проведения различия между «долговечным миром» и «миром на российских условиях». Если люди увидят, что победа России помешает Киеву реализовать свои европейские устремления, они смогут понять, что такой мир станет поражением не только для Киева, но и для Европы.
Многие европейские лидеры осознают, что украинцам будет трудно достичь какого-либо значимого урегулирования, учитывая их военную слабость. А европейцы будут иметь моральное право консультировать Украину по поводу ее военных целей только в том случае, если они предоставят обещанные деньги и оружие. Более того, значимые гарантии безопасности со стороны Запада и интеграция в ЕС, вероятно, будут единственным способом убедить украинское общество принять любые территориальные жертвы.
Поскольку Европа и США вступают в сезон выборов, стремление к установлению мира станет решающим полем битвы в этом конфликте. Лучшим способом смягчить усталость от него будет определение идеи «долговечного мира». Победа России — это не мир. И если цена прекращения конфликта превратит Украину в нейтральную зону, это будет поражением не только Киева, но и Европы в целом. В случае переговоров как украинской, так и западной общественности важно знать, что находится на столе. Но что не подлежит обсуждению, так это демократическое и прозападное будущее Украины, уверены эксперты.