Ирина Мишина
Проблемы начались еще до того, как США выпустили указ о вторичных санкциях в декабре 2023 года. Еще в сентябре прошлого года, в рамках ужесточения контроля за российским бизнесом, в крупных банках ОАЭ произошло сокращение счетов клиентов с российскими паспортами, сообщают эксперты банковской сферы.
Что касается мелких банков, они отнеслись к россиянам более лояльно, но сделали это не бесплатно — пришлось приобретать дополнительные услуги, либо увеличивать остатки на счетах.
С другой стороны, владельцы крупных компаний жалуются, что сейчас в крупнейших банках ОАЭ стало практически невозможно открыть счет. Можно договориться в частном порядке с персональным менеджером, но уже после первой проверке велики шансы, что счет все равно закроют.
Появились новые требования — такие, как вид на жительство, проживание в ОАЭ не менее 90 дней, высокая сумма остатков на счетах. Но это коснулось не всех банков. Многие банки все еще достаточно толерантны к российскому бизнесу, который реально работает в ОАЭ, сообщила партнер PGP TAX Consultancy Мария Никонова.
Как сообщают эксперты, сейчас открывать новые счета для компаний с российскими владельцами все еще можно, хотя и довольно долго, поскольку Россия в ОАЭ находится в «красном списке».
«Все это связано с тем, что банки в ОАЭ — также, как в Турции и в Китае — боятся вторичных санкций, в результате они начали закрывать российские счета. Наши юрлица сейчас начнут, конечно, искать обходные пути, открывать счета через аффилированные структуры и подставных лиц, но это приведет к тому, что вырастет цена товаров, которые мы покупаем по параллельному импорту. Все будет дорожать. Вот мы продали Индии нефть на рупии, а теперь покупаем там бананы. В обмен на нефть…», — заявил «НИ» кандидат экономических наук Василий Солодков.
«Вместо понятного всему миру доллара идут суррогатные платежи, и это не вписывается в мировую экономику. Счета российских юрлиц и физических лиц сейчас закрывают во многих странах, которые были нашим „окном“ в мир. Бизнес разумеется будет искать обходные пути, но чем длиннее путь — тем дороже товары. Не исключено, что начнется переход на бартер. Применительно к современным условиям экономики это звучит конечно дико», — заявил «НИ» кандидат экономических наук Василий Солодков.
Расчеты с Россией напрямую сейчас затруднены в том числе из-за того, что банк «Ак барс», который был основным каналом для платежей, попал в санкционные списки.
Но трудности испытывают и другие банки. Нередки случаи, когда переводы на счет в ОАЭ не зачисляются, а возвращаются отправителям. «Некоторые банки почти по каждой транзакции запрашивают поясняющие документы, могут довольно долго не проводить платеж, а также без объяснения причин отказаться провести платеж или даже в некоторых случаях закрыть счет», — сообщил партнер Б1 Алексей Кузнецов.
Проблемы с банками ОАЭ — продолжение в цепочке событий, которая связана с блокировкой российских счетов в странах, которые она считала близкими. Напомним, не так давно главный для российских импортеров китайский банк — Chouzhou Commercial Bank — уведомил своих российских клиентов об остановке операций.
Большинство экспертов сходятся в том, что остановка операций Chouzhou Commercial Bank с российскими и белорусскими клиентами — это отголосок санкций, введенных США и европейскими странами против России.
«Внутренняя российская система взаиморасчетов, которую принял ЦБ, оказалась неприемлема для наших партнеров. И отказ от операций с нами красноречиво показывает, кто для Китая более ценный партнер — Россия или США и страны Евросоюза. Поскольку все расчеты видны в банковских отчетностях, банк Чужуй, судя по всему, пошел по оптимальному пути, чтобы обезопасить себя от санкций», — заявил «НИ» кандидат экономических наук Василий Солодков.
С ним согласен и профессор Финансового института при правительстве РФ Александр Сафонов:
«То, что происходит сейчас с банками ОАЭ — в одном ряду с процессами, которые происходят относительно российских вкладчиков в турецких и китайских банках. Да, такие „окна“ в рамках параллельного импорта были, но надо было быть умнее и не сосредотачивать товары и деньги в ограниченном количестве логистических центров. Разумеется, сейчас начнется поиск новых финансовых схем, но удлинений финансовых цепочек приведет к удорожанию товаров в России. Параллельные структуры будут обходиться намного дороже, так как появятся посредники и платы за риск. Ужесточатся и условия импорта», — заявил «НИ» профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов
«Вообще, все это должно заставить наконец задуматься об альтернативных собственных производствах внутри страны. Приведу всего один пример: после Второй мировой войны Япония имела очень ограниченные ресурсы, и чтобы сберечь валюту, начала развивать собственное производство. Все производилось внутри страны. В итоге Япония стала через какое-то время мировым лидером в электронике и технике. Хороший пример для сегодняшней России», — резюмировал профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов
Как мы уже сообщали, накануне Узбекистан присоединился к финансовым санкциям против России. Фигурантами этих личных санкций стали 11 тыс. граждан и компаний. Узбекистан — одна из главных стран, через которые в Россию поступают товары по параллельному импорту.
Давление на Узбекистан начали американские структуры еще в 2022 году. Еще в июне 2022 года Министерство торговли США сообщило о введении вторичных санкций против узбекистанской компании Promcomplektlogistic, которая поставляла электронные компоненты российской подсанкционной компании «Радиоавтоматика». Опасаясь более масштабных вторичных санкций, узбексие банки прекратили сотрудничество с попавшими под санкции российскими физлицами и структурами.
«Это была не дружба, просто бизнес. Напрямую запретсотрудничества с подсанкционными структурами действовал, но „серые“ схемы все равно работали. Но в результате и ОАЭ, и Турции, и Китаю оказались более выгодны стабильные отношения с Западом, — заявил „НИ“ политолог Илья Гращенков. — Собственно, и до этого на нас исключительно зарабатывали. Яркий пример — Турция, которая выжимает из наших туристов все, что только можно. Казахстан, Узбекистан, Турция, а теперь ОАЭ — все эти страны исключительно зарабатывали на России. Дружба была скорее декларативным и пропагандистским элементом. Вот и история с ОАЭ доказала: бизнес и дружба — вещи несовместимые».
Где выход?
По мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, наши банки в спешном порядке должны начать искать свои контр-меры в связи с продвижением платежной системы «Мир». «Вообще надо меньше светить наши схемы, связанные с параллельным импортом, — считает эксперт. — Вы слышали, чтобы об этом говорил, например, Иран? Никогда. А мы кричим на каждом шагу и раскрываем все секреты».