Иван Зубов
В понедельник 12 февраля, на 98-м году жизни в Москве умерла искусствовед Нина Молева, вдова известного художника-авангардиста и коллекционера живописи Элия Белютина. Примечательно то, что еще в 2013 году всю коллекцию своего умершего годом раньше мужа она завещала Владимиру Путину.
Тогда эта история вызвала небывалый ажиотаж в искусствоведческих кругах, поскольку нашлись люди, которые утверждали, что стоимость всех этих картин вкупе составляет около 2 млрд долларов, поскольку в ней были собраны шедевры от Леонардо да Винчи и Ван Дейка до Рембрандта и Тициана.
Однако с такой оценкой многие эксперты категорически не соглашались, сомневаясь в подлинности многих работ. Они утверждают, что в реальности коллекцию никто никогда не оценивал и сколько там на самом деле подлинников, никто не знает. Так, например, канал НТВ приводил намного более скромные цифры ее стоимости — от «нескольких десятков до сотен миллионов долларов». Что, впрочем, тоже немало.
Бывшая заведующая отделом живописи Третьяковки Лариса Кащук как-то разглядела в этом собрании копию «Портрета неизвестной дамы» Ван Дейка, и по ее мнению, есть там и другие неподлинные работы. Хранитель же коллекции итальянской живописи Музея изобразительных искусств имени Пушкина Виктория Маркова сообщила журналистам, что «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами … громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности».
Дело дошло до того, что бывший мэр Москвы Лужков, которому Белютин и Молева предлагали построить специальный музей под эту коллекцию, отказался от такой чести…
Вот и решила вдова завещать ее государству. Однако, когда выяснилось, что наследником можно указать лишь физическое лицо или учреждение, она поставила в завещании фамилию Путина. Так что Администрации президента РФ предстоит либо принимать эту коллекцию, либо официально от нее отказываться, считают эксперты.
Сама же Молева рассказывала журналистам, что эту коллекцию стал собирать еще в 1870-х годах дед ее покойного мужа, художник императорских театров Иван Гринев, после смерти которого картины унаследовала его дочь Лидия, а после нее — его внук Элий Белютин. Он прославился на всю страну после того, как Никита Хрущев разгромил в 1962 году организованную им в столичном «Манеже» выставку авангардистского искусства.
Дальше эту история приобретает приключенческий характер. Дело в том, что с приходом советской власти, квартиру на Никитском бульваре, где жил основатель коллекции Гринев, превратили в коммуналку, но хозяева коллекции успели картины там же и спрятать, а когда, в 1968 году отобранную большевиками часть квартиры вернули прежним хозяевам, Белютин и Молева вновь обрели эту коллекцию…
Когда же появились первые сведения о предположительной стоимости картин, этот дом начала охранять московская полиция, а затем и Росгвардия.
Впрочем, эта история совсем не уникальна — подделок и копий, которые выдаются за оригиналы, в собраниях коллекционеров по всему миру великое множество. Так, нидерландский историк искусств Эрнст ван де Ветеринг еще в 2011 году опубликовал пять томов каталога подлинных картин Рембрандта, над которыми он и его команда трудились в рамках исследовательского проекта «Рембрандт» еще с 1968 года.
За это время эксперты выяснили, что из 613 картин, которые к тому времени приписывали кисти великого художника, подлинными на самом деле являются всего лишь 320, то есть чуть больше половины. И это не считая копий… Так что, происхождение коллекции, судьбу которой должна решать сейчас Администрация президента РФ, на самом деле весьма и весьма сомнительное.