Ирина Лебухова
Проведенное исследование показало, что «клетки времени» (в области мозга, которая отвечает за память) несут ключевую роль в функционировании гиппокампа. А также работа ученых продемонстрировала, какая именно роль им отведена в ассоциативном обучении.
В проведенном на мышах эксперименте было установлено оборудование, периодически источавшее запах фруктов. Мыши чувствовали этот аромат и бежали облизывать устройство. Из него в этот момент начинала выделяться сладкая вода. Когда такого запаха не было, устройство выделяло минеральное масло.
Мыши логику вскоре поняли и начали бросаться на устройство только после того, как оно начинало пахнуть фруктами. То есть они связали запах с результатом их действий. Так они учились принимать решение.
Чем чаще мыши ощущали запах, тем скорее происходила стимуляция клеток в определенной области мозга. Затем подопытные начали отдавать предпочтение фруктовому запаху, гиппокамп заставлял их принимать именно такое быстрое решение.
«До этого мы не знали, что в гиппокампе есть клетки, принимающие решения. Однако они не всегда включены, потому что в противном случае стимулы могут стать непреодолимыми», — рассказал старший автор исследования Диего Рестрепо, доктор философии, нейробиолог и профессор клеточной биологии.
Результаты эксперимента расширяют область уже имеющихся знаний о том, как мы принимаем быстрые решения, на которые надо дать реакцию «да» или «нет». Теперь ученые знают, что гиппокамп включает «клетки времени», прогнозирующие решения, которые подскажут вам, что следует запомнить, а что — проигнорировать. Это решение будет закодировано в нейронах; когда появится триггер, вы немедленно его извлечете» и активируете.
Запахи влияют и на наши эмоции, уверена белорусский психолог из «Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии» Татьяна Бондаренко. Она назвала запахи «спусковым крючком», при «нажатии» на который человек вспоминает прошлое. Запах может «вернуть» человека, как в машине времени, в далекое прошлое — аромат напомнит буквально обо всем. Прическе, обстановке на улице, одежде, о человеке, который был рядом …
Запахи влияют на эмоции, а те — на поведение. От действия запахов ведется цепь последствий. Ароматы — это и о биологии, и о личном опыте.
«Кстати, восточные народы используют запахи для повышения тонуса. В Африке до сих пор существует племя, где жену и мужа выбирают только по запаху. Разводов не бывает», — привела пример эксперт.
Поскольку запахи вызывают ассоциации, этим начали активно пользоваться в коммерческом секторе. Речь тут даже не о производстве духов и туалетной воды. Речь о том, что некоторые запахи буквально заставляют покупателей раскошелиться. Продавцы могут реализовать больше товара, если выберут правильный аромат рядом с ним.
В супермаркетах, например, устанавливают приборы для ароматизации. Порядка сотни ароматов применяется для продажи хлеба и других мучных изделий. Казалось бы — зачем генерировать искусственный аромат хлеба там, где этот хлеб пекут? Но ведь просто невозможно выпекать булки беспрерывно. Вот и идут на такие уловки.
Самые притягательные запахи имеют «вкусные» названия. Это «горячий хлеб», «пекарня», «булочки с корицей», «пирожные», «кекс», «тирамису»… Кофейни тоже пользуются такими методами. Как показали подсчеты, покупатели, которые «пришли на запах», тратят на 20% больше.
В Соединенных Штатах производители молока и йогурта даже выпустили плакаты, которые пахли печеньем. Американцы любят пить молоко с печеньем, а значит, непременно сработает ассоциация.
Мы собрали перечень «ароматных хитростей», которые применят именитые производители и продавцы по всему миру:
И еще кое-что: в ресторанах фастфуда аппетитный аромат витает повсюду, но совсем не из гриля, а из аэрозольного баллончика через специальные трубы. Запах так и именуют: «аромат свежеприготовленного чизбургера с беконом».