Posted 15 января, 23:36

Published 15 января, 23:36

Modified 15 января, 23:38

Updated 15 января, 23:38

В некоторых случаях запах изо рта является признаком того, что вам нужно обратиться к врачу

Эксперты рассказали, о каких серьезных заболеваниях говорит запах изо рта

15 января 2024, 23:36
Фото: Midjourney

Эксперты рассказали, о каких серьезных заболеваниях говорит запах изо рта

Существует множество причин неприятного запаха изо рта, но если это проблема наблюдается постоянно, то следует пройти медицинское обследование.

Неприятный запах изо рта иногда может быть не только причиняющим дискомфорт явлением, но и возможным симптомом серьезных заболеваний. Как пишет Daily Mail, например, тошнотворно сладкий запах может говорить о вероятном наличии диабета 1 типа.

Диабет

Как уточняет издание, запах вызывается диабетическим кетоацидозом. При этом состоянии организм не способен использовать сахар для получения энергии — из-за недостаточной выработки инсулина, помогающего клеткам перерабатывать его, — и начинает сжигать жир. В результате в нем образуются химические вещества, называемые кетонами, которые имеют характерный запах грушевой капли и выделяются через дыхание и пот.

Диабетический кетоацидоз характеризуется жаждой, усиленным мочеиспусканием, сухостью кожи. Кроме того, начинаются головные боли, заторможенность, раздражительность, сонливость, вялость.

Согласно данным благотворительной организации Juvenile Diabetes Research Foundation (JDRF), примерно в одном из четырех случаев диабет первого типа — заболевание, которое обычно проявляется в детстве или раннем взрослом возрасте. Однако диагностируется только тогда, когда у пациента уже развивается диабетический кетоацидоз.

Заболевания десен

Неприятный запах изо рта (в медицине он известен как галитоз) в какой-то момент появляется у 30% людей, и у него есть несколько возможных причин, включая не только острую или сильно пахнущую пищу, но и заболевание десен (которое позволяет бактериям размножаться во рту и портить дыхание), курение и заложенность носа.

Почки

О плохой работе почек может сигнализировать рыбный запах изо рта (и пота тоже). Такой запах появляется из-за химического вещества под названием триметиламин. Это вещество накапливается, когда почки не справляются с очисткой крови от отходов.

Заболевание ЖКТ

Кислый запах изо рта также может быть вызван кислотным рефлюксом. Кислотный рефлюкс относится к рефлюксу пищи из желудка в верхние отделы пищеварительной системы. В этом случае желудочная кислота просачивается обратно в пищевод (или пищевую трубу).

Печень

Сладковатый, слегка «плесневелый», запах часто появляется у пациентов с тяжелой формой цирроза печени — рубцевания печени, связанного с употреблением слишком большого количества алкоголя.

Вообще, отметил ЛОР-хирург Адам Фрош, существует множество причин неприятного запаха изо рта, но если это хроническая постоянная проблема, то следует действительно пройти обследование: сначала у стоматолога, а затем у ЛОР-специалиста.

Он добавил, что привести к неприятному запаху изо рта также может и аллергия, а также прочие заболевания, которые вызывают заложенность носа, поскольку в этом случае дыхание проходит через рот. Сухость во рту приводит к тому, что бактерии еще больше заселяют его, вырабатывая соединения, которые становятся более концентрированными, а «потенциально вонючие частицы пищи не вымываются, как обычно», указал эксперт.

С этим связана такая проблема, как появление озены (заболевание слизистой оболочки носа). Она вызывает неприятный запах, исходящий из носа, обычно в результате грибковой или бактериальной инфекции в носу или пазухах, что может привести к появлению неприятного запаха изо рта.

Генетика

В статье издания указано, что некоторые люди могут быть генетически более склонны к галитозу. Как выяснили ученые, те, у кого есть мутации в гене SELENBP1, более склонны к развитию неприятного дыхания. Согласно докладу, опубликованному в журнале Nature Genetics в 2017 году, этот ген может играть роль в расщеплении сернистых соединений: из-за дефекта гена они накапливаются. Впрочем, мутация этого гена затрагивает лишь 3% населения, и то не у всех из них это будет вызывать запах изо рта.

Как бороться за свежее дыхание

Избавление от неприятного запаха изо рта обычно заключается в регулярном использовании ополаскивателя для рта или в устранении первопричины проблемы — например, инфекции десен.

Но есть и другие приемы. Так, ученые из Университета штата Огайо выяснили, что простой йогурт, съеденный сразу после приема пищи, содержащей чеснок, эффективно задерживает молекулы, выделяющие запах, как бы запечатывая их внутри организма и не позволяя им выходить через дыхание.

Дело в том, что в йогурте содержится много жира и белков. Они, как оказалось, хорошо удерживают чесночные запахи в пищеводе и не загрязняют дыхание.