Александр Куманев
Банк России провел опрос, на основании которого составил портрет пострадавшего от киберпреступников. В течение года с различными видами мошенничества сталкивались 4 из 10 опрошенных. Уловкам злоумышленников поддались 12,6% граждан, а 10% респондентов потеряли деньги.
Согласно результатам опроса, чаще всего жертвами киберпреступников становятся граждане в возрастной группе 25-44 года —37,8%. На пенсионеров приходится всего 15,4% пострадавших.
Если в 2022 году с небольшим перевесом в 0,8% злоумышленникам удавалось обманывать мужчин, то в 2023 году женщины значительно чаще теряли деньги (на 11%).
3 из 4 обманутых (75,4%) — жители городов.
Чаще всего провернуть мошеннические схемы удается с гражданами, имеющими среднее образование (41,3%) и средний уровень дохода (44,8%).
Самым популярными среди киберпреступником способом наладить контакт с жертвой остаются телефонные звонки. Об этом рассказали более половины респондентов (54%), столкнувшихся с киберпреступниками. Примечательно, что этот метод стал менее популярным, чем год назад (-6%), но все равно остается главными. Аналитики также отметили существенный рост мошенничества с помощью мессенджеров, на долю которого приходится 22,5% случаев (+10,5%).
В подавляющем большинстве случаев (64,1%) вымогателям удается выманить у жертвы до 20 тыс. рублей. В других ситуациях размер ущерба значительно выше. Так, 4,3% граждан перевели злоумышленникам более 1 млн рублей.
Поддавшись влиянию кибермошенников россияне чаще всего переводят сбережения или сообщают коды из СМС сообщений — об этом рассказали по 15,3% пострадавших. Лично передают деньги 6,1% жертв, еще 4,8% берут кредиты и переводят их злоумышленникам.
Когда пострадавший понял, что стал жертвой киберпреступников, чаще всего он обращается в собственный банк, о чем заявили 34,1% опрошенных. В полицию приходят 27,7%. Почти столько же граждан (27,3%) никуда не обращаются — в 78% случаев речь идет об ущербе до 20 тыс. рублей.
Примечательно, что о правилах безопасности вспоминают 86,2% респондентов, пострадавших или столкнувшихся с мошенниками. 9,8% забыли о них, а еще 4% опрошенных вовсе не знают о таких правилах.
«Чем чаще люди сталкиваются с информацией по финансовой грамотности, тем выше шанс, что они вспомнят о принципах безопасного финансового поведения и дадут отпор мошенникам. Поэтому очень важно рассказывать близким, какие бывают уловки и как им противостоять», — подытожили в ЦБ.
Официальный телеграм-канал Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России (киберполиция) перечислил основные преимущества мессенджеров для мошенников, тем самым объяснив увеличение доли подобных преступлений.
В мессенджерах нет системы фильтрации подозрительных звонков, как в случае с сотовыми операторами. Злоумышленник может скрыть свой номер, установить подпись и аватар любой организации. Например, они могут подделать аккаунт интернет-магазина, банка, портала «Госуслуги». Киберпреступники обычно выдают себя за следователей, сотрудников организаций и ведомств. Иногда они обращаются к сотрудникам организаций от имени начальства. Целью мошенников могут быть не только деньги, но и секретные данные.
В киберполиции рекомендуют гражданам соблюдать правила информационной гигиены, не раскрывать полные реквизиты карты, не озвучивать коды и персональные сведения.
Признаком общения с киберпреступником является разговор о деньгах. Они пытаются торопить жертву, чтобы у нее не было времени опомниться. Об этом следует помнить даже при общении со знакомыми.
Стать жертвой киберпреступников россияне могут и без непосредственного участия — мошенники освоили технологию дипфейка, сообщает тг-канал «Эксплоит». Они используют ее для видеоподтверждения личности и смены номера в банковском аккаунте, чтобы получить доступ в личный кабинет.
В Тинькофф банке провели расследование инцидента, в котором злоумышленники могли использовать технологию, но не выявили мошенничества с помощью дипфейков, уточнил автор статьи на портале Habr. С другой стороны, уже сейчас подобная угроза выглядит реалистично.
Вот почему важно не только не разглашать секретные данные, но и максимально обезопасить счета, внимательно следить за СМС-сообщениями и оповещениями.