Мария Соколова
Недавно Росстат представил большой доклад о социально-экономическом развитии России. В этом докладе есть один показатель, который нагляднее всего характеризует социально-экономическое положение каждого региона в отдельности. Зарплаты, медицина, образование, экология, соцподдержка, жильё — всё в одном. Это показатель миграционного оттока и притока: депрессивные регионы теряют людей, успешные — привлекают.
«НИ» изучили официальную статистику за январь–ноябрь 2023 года и выяснили, откуда люди бегут, и куда стремятся.
Прошлый год стал переломным — список худших регионов претерпел значительные перемены. В 2022 году больше всего людей теряла Белгородская область — почти 11 тыс. человек сменили место жительства. Не удивительно: приграничный регион регулярно подвергается обстрелам со стороны Украины. Некоторые люди предпочитают не дожидаться, когда к ним прилетит снаряд, ракета или очередной беспилотник. В последний раз Белгород подвергся атаке системой залпового огня «Вампир» 7 февраля.
Прошлым летом губернатор Вячеслав Гладков заявлял, что из области были эвакуированы 60 тыс. человек. А в начале января 2024 года жителям Белгорода предложили переезда в гостиницы Старого Оскола и Губкина, находящихся в глубине области.
Но вряд ли это предложение заинтересует большое количество людей: отток населения из Белгородской области в 2023 году сильно замедлился. Регион за 11 месяцев потерял только 3032 человека. Зато на первое место вышла Иркутская область. Там всё тихо, спокойно, до зоны СВО порядка 4500 км по прямой, но люди оттуда все равно бегут.
За 11 месяцев 2023 года Иркутская область потеряла 5390 человек! Цифры пугают, но в реальности всё ещё хуже. 80% эмигрантов из Иркутской области — это молодые люди в возрасте 20-30 лет. Это самая активная категория населения, которая может работать, создавать собственный бизнес и семьи, платить налоги. Однако молодёжь предпочитает реализовывать себя в других регионах с возможностью найти интересную работу и дышать свежим воздухом.
В национальном экологическом рейтинге от Общероссийской Общественной организации «Зелёный патруль» за прошлый год Иркутская область оказалась в самом хвосте — на 76 месте. А самые востребованные профессии там, по данным областного Минтруда, это каменщик, бетонщик и арматурщик. Наука, высокие технологии, IT? Это всё удел иных регионов. А рабочие места в Иркутской области занимают привыкшие к стройке гости из стран СНГ. Без них отток населения был бы ещё сильнее.
Социолог Елена Струк в качестве ключевых причин оттока населения называет проблемы образования и дальнейшего трудоустройства молодёжи.
— Выпускник ищет регион, где он может потом реализоваться. Не секрет, что если мы говорим о вузах Санкт-Петербурга или Москвы, то они дают возможность и трудоустройства, в крупных городах выбор больше, а для молодёжи выбор очень важен.
В пятёрку худших по абсолютным показателям оттока также вошли Омская область (потеряла 4877 человек), Забайкальский край (потерял 4753 человека), Томская область (потеряла 4458 человек) и Дагестан (4104 человека). Народ явно не горит желанием оставаться в Сибири. И причина у сибирских регионов схожие — поясняет доцента кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами экономического факультета Омского госуниверситета Ольга Гокова.
— Если взять статистику и посмотреть причины, то это желание найти хорошую работу с более высокой оплатой труда. И экологический фактор в последние лет пять точно всё чаще называют в качестве причины для переезда.
Абсолютный отток населения — важный показатель, но стоит ещё учитывать и численность населения. Чем больше людей проживает в регионе, тем больше может уехать без ущерба для экономики субъекта РФ. «НИ» посчитали, и узнали, сколько человек покинуло регионы в расчёте на 1000 жителей.
Здесь получается новый антилидер: Республика Тыва. За январь–ноябрь 2023 года из каждой 1000 жителей 6,65 человек покинули республику. Результат закономерный, ведь Тыва под руководством Владислава Ховалыга — один из беднейших регионов с массой проблем. Школьники Тывы сталкиваются с массовыми отравлениями, республика оказалась на 2 месте в России по заболеваемости туберкулёзом, были выявлены случаи заболевания сибирской, зарплаты педагогов скрываются местными властями, а министр просвещения безнаказанно скрывается с места ДТП. Разве что с рождаемостью в Тыве всё хорошо, хоть и большинство детей рождается вне брака на фоне больших проблем с алкоголизмом.
В целом, картина по удельному оттоку похожа на ситуацию с абсолютным оттоком: люди всячески стараются покинуть восточные регионы и Кавказ в поисках лучшей жизни.
Лучшую жизнь большинство людей находит, что неудивительно, в Московской агломерации: столицу и область за 11 месяцев прошлого года пополнили 110701 человек. Но дальше идут вовсе не Санкт-Петербург с Ленинградской областью, как можно было бы предположить.
Третье место по чистому миграционному притоку занял Краснодарский край: население выросло на 30761 человек. Южный климат радует сибиряков, а нескончаемый поток туристов и развитое сельское хозяйство позволяют найти работу.
Ленинградская область расположилась только на четвёртом месте, а пятёрку самых привлекательных регионов замыкает нефтеносный Ханты-Мансийский автономный округ. Пускай зимы долгие и холодные, зато средняя зарплата по итогам 9 месяцев 2023 года составила 104,8 тыс. рублей. К тому же в рейтинге РИА по доступности жилья Югра оказалась на 4 месте в стране.
Нефтегазовые регионы, несмотря на проблемы экспорты сырья, сейчас переживают ренессанс — там отмечается самый большой приток населения в расчёте на 1000 жителей.
Безоговорочным лидером оказался Ненецкий автономный округ — к каждой тысяче местных жителей в прошлом году прибавилось по 19,16 приезжих человека. Средняя зарплата в 146325 рублей творит чудеса: народ готов ехать за ней хоть на край света в прямо смысле. На втором месте расположился Ханты-Мансийский АО. Там к каждой 1000 жителей прибавилось по 11,55 человека — местным придётся потесниться.
Но больше всего удивляет попавшая в топ-10 традиционно депрессивная Калмыкия. Наверняка сказываются налоговые льготы, привлекающие бизнес-мигрантов. В степной республике действуют уникальные условия: околонулевые ставки налогов при открытии юрлица или перерегистрации его из другого региона. За прошлый год число предпринимателей в Калмыкии выросло на 70%.
Но без дёгтя в мёде не обошлось. Часть этих компаний может быть использована просто для уклонения от уплаты налогов и отмывания денег. К тому же неизвестно, сколько бизнес-мигрантов останется в Калмыкии после завершения льготного периода.
Москва же без проблем переваривает десятки тысяч приезжих: на каждую 1000 москвичей пришлось лишь 2,81 приезжих — это 14 место рейтинга.
Приоритеты россиян просты и понятны — это деньги. Уровень жизни в стране ещё не такой высокий, чтобы на первое место ставить климатические условия или комфортную городскую среду. Ради зарплаты россияне едут и в уже ставшие легендарными пригороды Санкт-Петербурга Мурино и Кудрово (формально это Ленинградская область), и за полярный круг.