Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Успех датской компании Novo Nordisk, которая на производстве препарата от диабета, оказавшимся чудо-лекарством для больных ожирением, ошеломляет. В сентябре прошлого года датчане обогнали по капитализации самый большой концерн Европы LVMH, владелец марок Luis Vitton и Dior, подняли ВВП страны в первом полугодии 2023 года на 1,7% и укрепили датскую крону. В самой Дании даже опасались, как бы Ozempic и Wegovy не сыграли со страной злую шутку, как когда-то луковицы тюльпанов в соседней Голландии в 17-м веке. Но до «голландской болезни» Дании еще очень далеко. Лекарство, спасающее Америку от эпидемии ожирения, продолжает оставаться дефицитным, несмотря на стоимость одного шприца в 1000 долларов и появление аналогов. Дошло до того, что американские продовольственные сети заявили об угрозе их прибыли. Дело в том, что у пациентов на семаглютиде резко понижается аппетит, известному своими гигантскими упаковками продуктов Wallmart приходится их уменьшать и снижать цены.
В России после того, как датский производитель перестал поставлять оригинальное лекарство в конце 2023 года, препараты с семаглютидом тоже появились. Главный вопрос, который интересует россиян, насколько они эффективны и будут ли они доступны для всех.
Второй вопрос из области экономики: смогут ли производители повторить мировой успех датской компании?
В России Ozempic был допущен как препарат против диабета второго типа, как и во всем мире. После того, как датский производитель решил с 2024 года больше не поставлять инъекции в нашу страну, российская компания «Герофарм» уже в августе провела клинические испытания. Эксперты признали российский и датский препараты биоэквивалентными и одинаково безопасными.
Однако лицензию на производство от держателя патента на молекулу датской Novo Nordisk «Герофарму» получить не удалось. Представитель компании так ответил на вопрос «НИ»:
— Для получения законного основания на выпуск нашего аналога компания обращалась в Novo Nordisk с письмами о заключении лицензионного договора на использование патентов. Не получив ответа, в Правительство РФ были направлены документы с просьбой о выдаче принудительной лицензии на выпуск препарата.
В декабре 2023 года правительство выдало разрешение на производство и продажу российского аналога сроком на 1 год.
Мария Борзова, советник Адвокатского бюро «Трубор», говорит, что сама по себе ситуация с получением такого разрешения неоднозначная и случается крайне редко, но датчане сами виноваты:
— Если обратиться к тексту статьи 1360 ГК РФ, то мы увидим, что подобные решения Правительства РФ принимаются в случае крайней необходимости, связанной в том числе с охраной жизни и здоровья граждан. Оснований предъявить какие-либо претензии у правообладателя практически нет, в том числе потому, что согласно открытым источникам информации, в ноябре 2022 года иностранный производитель уведомил Росздравнадзор о прекращении поставок лекарственного препарата с МНН на российский рынок.
Пока было произведено 250 тысяч упаковок, которые поступили во многие регионы. Но это количество для России — капля в море. Но в принципе российский производитель может выпустить до 5 миллионов упаковок.
В компании рассказали, что цена на российский аналог утверждена ФАС РФ, поскольку лекарство входит в перечень жизненно важных препаратов.
Для российских элит отказ Novo Nordisk от поставок в нашу страну был хоть и неприятной новостью, но не большой бедой. Сразу был налажен канал из Израиля, через который по американской цене вожделенная инъекция доставляется в Россию. Для бедных людей, страдающих от диабета и ожирения, было большим облегчением услышать, что их лечение не прервется из-за геополитики.
Но вторым Novo Nordisk «Герофарм» не станет — слишком велики риски поставок нелицензированного препарата заграницу. В компании так и говорят — работаем только на внутренний рынок. И здесь есть несколько причин. Первая в том, что любой выход за пределы России будет означать, что российская компания нарушает интеллектуальные права правообладателя. Внутри страны по разрешению властей — пожалуйста, но за ее пределами могут возникнуть трудности, последствия которых трудно предсказать.
Конечно, цена в 60 долларов против европейской в 300 евро или американской в 1000 долларов очень привлекательна. Однако это не цена, которую назвала сама компания, а то, за что ей разрешено продавать внутри России. Трудно поверить, что кто-то будет работать себе в убыток, однако маржа производителя наверняка не включает в себя тех затрат, которые возникнут, если продавать препарат даже в дружественных странах.
Мария Борзова говорит, что обычно цена воспроизведенного препарата ниже, чем оригинального, но бывало и так, что на аукционах владельцы оригинала предлагали цену ниже аналога:
— Вывести препарат на чужой рынок — это дорого: надо инвестировать в то, чтобы российский препарат соответствовал требованиям иностранного государства, надо проходить всякие иностранные сертификации и инспекции, надо, в конце концов, доставить российский препарат в условиях ограничений на транспортное сообщение, а там на иностранном рынке свой регулятор, который говорит: вы — дженерики, я считаю, что у вас обоснованная цена на 60 процентов ниже оригинатора в нашей валюте. И все, никакой прибыли — экспорт убыточен.
Как трудно выходить на мировые рынки, показал опыт вакцины «Спутник V», Ситуация для России не улучшилась, а ресурсов у производителя в десятки раз меньше, чем у Фонда прямых инвестиций.
Поэтому вторым Novo Nordisk «Герафарм»: видимо, не станет, а жаль — нет так много у России высокотехнологичной продукции, которая могла бы побороться с конкурентами на равных.
От редактора:
Данный материал не является скрытой либо явно рекламой российского препарата, поэтому его название было скрыто. Напоминаем, что применение лекарств этого типа требует рецептов врача.