Мария Соколова
ЦБ сообщает о невероятных успехах банков в 2023 году: все вместе они заработали 3,3 трлн рублей. Обратите внимание: это не выручка, а исключительно чистая прибыль, которая осядет в карманах акционеров. Например, «Сбербанк», который заработал чистыми 1,493 трлн рублей, на выплату дивидендов обычно направляет половину своей прибыли. Хорошо быть банкиром!
Но откуда эти деньги? По словам главы «Сбербанка» Германа Грефа, «фундамент для роста доходов» — это кредитный портфель, который в прошлом году вырос на 26%. То есть успех банкиров оплачивают простые люди, которые берут потребительские и автокредиты (47% новых автомобилей и 15% подержанных продаются с привлечением кредитных средств), ипотеку, каждый день оплачивают товары и услуги. Любой ваш поход в магазин в итоге приносит деньги банкам: бизнесу кредиты на развитие нужны ещё в большей степени, чем потребителям. Создавая производство, открывая магазин или любой другой бизнес чуть крупнее рыночного лотка, просто так у соседа до зарплаты денег не займёшь. И чем больше расходы на обслуживание долга, тем выше цены на товары и услуги.
Часть прибыли банков — это переоценка активов, что-то банки заработали сами на управлении активами, но основная доля — это процентный доход, который оплачивают все россияне.
Банки вытянули у людей действительно много денег. Для наглядности мы сравнили чистую прибыль банков с чистой прибылью компаний из других отраслей.
Полной статистики о чистой прибыли предприятий за 2023 год от Росстата ещё нет, поэтому мы ориентировались на информацию от ФНС о поступлениях налога на прибыль за январь–сентябрь 2023 года (это самые свежие данные). Единая ставка налога на прибыль в 20% позволяет сравнивать заработок компаний по налогам.
Итак, за 9 месяцев 2023 года совокупная чистая прибыль банков составила 2,7 трлн рублей. Соответственно налог на прибыль по стандартной ставке в 20% составил 675 млрд рублей. И с ними мало кто может поспорить по способности выуживания денег из карманов людей.
Может аграрии и производители продуктов питания могут похвастаться близкими показателями? Всё-таки от еды народ отказаться не может, да и потребительская инфляция по оценке РОМИР в прошлом году составила 19,3%. Но данные налоговой службы показывают, что по статье «растениеводство и животноводство» налог на прибыль составил 11,9 млрд рублей. Это на 9,2% меньше, чем было в 2022 году. Производство пищевых продуктов уже более прибыльное занятие — такие предприятия заплатили 136,9 млрд рублей налога на прибыль. Наценка розничных продавцов тоже не приводит к фантастическим показателям: торговые сети заплатили 162,9 млрд рублей налога на прибыль, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Или может фармацевтика показывает схожую с банкирами прибыль? Исследование «НИ» показало, что базовые лекарственные препараты вошли в число наиболее подорожавших товаров в прошлом году. Да и кто не слышал хоть краем уха что-то про заговор фармкомпаний, которые якобы изобретают новые болезни? Но на фоне банков отечественные фармкомпании — белые овечки. Их чистая прибыль хоть и выросла на 55,3% за год, но всё равно почти в 24 раза меньше прибыли банков. Налог на прибыль у производителей лекарств составил 28,3 млрд рублей.
В поисках достойного конкурента банкам приходится переходить к тяжёлой артиллерии: химической промышленности, которая производит востребованные во всём мире удобрения, и нефтегазовому сектору.
Химические предприятия, породившие не одного олигарха в стране, увеличили прибыль на 53%. Но налог на прибыль составил 189,8 млрд рублей. Они заработали в 3,5 раза меньше, чем банки.
Добычу природного газа и вовсе стыдно сравнивать с банковской деятельностью. Хоть прибыль и выросла почти в 7,5 раз, налог составил лишь 24,5 млрд рублей. То ли дело добыча сырой нефти: прибыль выросла более чем в 2 раза, а налог — 788,4 млрд рублей. Нефтяники уже ближе к банкирам.
Но главный конкурент банковского сектора по чистой прибыли — это предприятия сферы оптовой торговли. Они за январь–сентябрь 2023 года заплатили налог на прибыль на 887,9 млрд рублей. То есть их чистая прибыль превысила 3,5 трлн рублей.
Правда есть один важный нюанс: нефть — это важнейший экспортный товар, за неё платят иностранцы, оптовая торговля тоже связана с экспортом. Торговые предприятия продают заграницу нефть, газ, уголь, зерно и другие товары. Во многом их прибыль — это деньги иностранных потребителей. Для банков же в условиях санкций внешний рынок практически закрыт, они генерируют свою прибыль в России.
Но и этого банкирам показалось мало. В начале 2024 года «Сбербанк», «ВТБ» и «Альфа-банк» ввели комиссии с девелоперов при оформлении льготной ипотеки, которые могут превышать 1,5 млн рублей. Зампред правления ВТБ Георгий Горшков объясняет это тем, что выдача льготной ипотеки стала приносить убытки.
Однако сам механизм льготной ипотеки по умолчанию подразумевает фиксированную прибыль банков. Государство компенсирует банкам разницу между льготной ставкой и ключевой ставкой плюс накидывает сверху ещё 1,5%. То есть фактически банки при выдаче льготной ипотеки получают 17,5% годовых. Всем бы такие заработки!
Вот и директор департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов утверждает, что банки остаются в плюсе. Но это не мешает банкирам выкручивать руки девелоперам и желающим купить квартиру: на крупнейшие банки, которые ввели комиссию, ранее приходилось до 80% всех ипотечных выдач.
Нефтегазовые компании в России не бедствуют. Однако власти про них не забывают и регулярно пересматривают налоги и акцизы для пополнения бюджета. Банки же, несмотря на рекордную прибыль, продолжают работать на общих для всех компаний условиях. Власти как будто не замечают их существования.
Если повышаются цены на топливо, то правительство хоть и с запозданием, но принимается решать эту проблему. Например, в прошлом году вводился временный запрет на экспорт топлива. Когда банки ввели комиссию за выдачу льготной ипотеки, то ЦБ и ФАС просто пообещали рассмотреть эту практику. Дальнейших действий не последовало.
В прошлом году был введён налог на непредвиденный доход, который позволил собрать в федеральный бюджет более 300 млрд рублей. Он коснулся всех крупных предприятий с выручкой более 1 млрд рублей, но не банков. Они остались в стороне.
Такие преференции и изъятие денег у людей через процентные платежи можно было бы понять, если бы существовала ясная программа по дальнейшему использованию этих средств, по инвестициям в инфраструктуру и реальный сектор экономики. Но банки вольны делать с этими средствами что угодно и распихивать их по карманам акционеров.