Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Разрушение пятиэтажного общежития на Нариманова, 72/3 в Ростове происходило на глазах его жителей, которые выбегали из своих квартир в чем были. Вместе с ними вся страна в шоке наблюдала, как крепкое кирпичное здание этаж за этажом осыпалось на землю, как будто оно было построено не из кирпичей, а из песка. 155 семей в одночасье остались без крыши над головой. По закону, власти обязаны предоставить пострадавшим временное пристанище. Именно это положение было внесено в 2005 году в Жилищный Кодекс — никто не должен остаться на улице.
Дом в Ростове был признан аварийным еще в 2020 году, но расселять его не стали. Как заявил мэр Ростова — никто не захотел заселяться в жилье, которое на чиновничьем языке называется «маневренным фондом». Городским властям это было только на руку, потому что тогда город бы лишился сразу 121 квартиры. Так и жили, пока общежитие не разрушилось. Теперь хочешь — не хочешь, предоставлять жилье пришлось. А иначе куда же они пойдут? Видимо, таким же вопросом задался губернатор Ростовской области Голубев. После этого в городе Ростове нашлось и жилье, и желающие туда вселиться. Таких оказалось 54 человека.
В поселке Пересвет Московской области, где через день дал трещину еще один дом, и 95 человек остались на улице, все переселили в ДК «Космос». Как выясняется, в области, где только в прошлом году было построено 8 миллионов кв.м жилья, в два раза больше, чем в соседней Москве, маневренного жилья нет совсем, по крайней мере, в Сергиево-Посадском округе. «НИ» обзвонили всех чиновников городской администрации, чтобы узнать, как обстоят дела с маневренным фондом в районе. Ни один из работников не пожелал ответить на наши вопросы. Мы спросили депутата Госдумы Галину Хованскую, почему мы не получили ответа на вопрос, на каком основании люди будут жить в доме культуры.
— Почему они не отвечают? Есть версии?
— Это не версии, это реальность. С большой степенью вероятности, им просто нечего было вам сказать, — ответила депутат.
Городская газета «Вперед» два года назад провела рейд по городским общежитиям, которые в Сергиевом Посаде и считаются вообще-то маневренным фондом. Самое современное из них — ведомственное общежитие №4, самое современное. Но и в нем обрушился лестничный пролет, и лестничную клетку пришлось заколотить.
«Подъезды не ремонтировались сорок лет. Кухни обновить тоже надо. Крышу как-то завод начинал ремонтировать, но дело до конца не довёл. Уж не знаю, по какой причине бросили, но она же течёт!» — рассказывает Нина, которая здесь и живет.
Общежитий в районе два десятка. Везде обитают люди. Они хотят жить в своем жилье, поэтому общежития стали переводить в многоквартирные дома, а комнаты в них приватизировать. Люди годами ждут разрешения, и их можно понять. В администрации в качестве положительного примера приводили тогда то самое общежитие в Пересвете — там удалось помочь людям приватизировать комнаты. И что из этого получилось?
Местные власти, за неимением финансирования, решают те вопросы, которые им проще решить. Строить маневренное жилье или договариваться со строительными компаниями они не могут. Но что будет с теми, чей дом разрушился? Ответа на этот вопрос у местных властей нет, и живут они по принципу Скарлет О´Хара в «Унесенных ветром»: «Я подумаю об этом завтра». Вот только беда — завтра уже наступило.
Не получив ответов на свои вопросы в администрации Сергиева Посада, «НИ» обратились в Мособлдуму. Заместитель председателя Мособлдумы, руководитель фракции «Справедливая Россия-За Правду» Игорь Чистюхин, сам будучи властью, в официальные цифры правительства Московской области не верит:
— Объем аварийного жилого фонда в Московской области, по моему объективному мнению, гораздо больше заявленных официальных цифр. Объем маневренного фонда у муниципалитетов очень несущественен, поэтому часто, в случаях ЧС, муниципалитеты вместо маневренного фонда временно используют помещения, не являющиеся маневренным фондом.
В самом богатом после Москвы регионе страны нет жилья, если вдруг его жители останутся без крыши над головой. Это констатируют власти области. Ситуация с отсутствием временного жилья в Московской области возникла не вчера. Еще в 2013 году, говорит Игорь Чистюхин, тогдашний министр по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Московской области Александр Коган заявлял:
«Сегодня в муниципальных образованиях нет маневренного фонда, хотя по закону он обязан быть. Всегда должно быть место, куда можно переселить людей».
Прошли 10 лет, в области были сданы в эксплуатацию не меньше 70 миллионов кв метров, а воз и ныне там. Жителей аварийного дома селят в доме культуры.
— Несмотря на то, что Подмосковье — федеральный лидер по темам строительства жилья, а подмосковный застройщик «Самолет» на 1 января 2024 года стал лидером жилищного строительства в стране, в каждом муниципалитете существуют огромные очереди из граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, в том числе, и в первоочередном порядке. Но у муниципалитетов просто нет возможности для решения квартирного вопроса этих людей, многие из которых ждут свое жилье не один десяток лет, в том числе, и переселенцы из аварийных домов, и ситуация в Сергиев Посаде ничем не отличается от других городских округов региона.
По данным информационного агентства «Интерфакс», на 2022 год в стране было более 15,5 млн кв. м. В аварийных домах проживает 870 тысяч человек.
Депутат Госдумы, председатель комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская много лет занимается жилищной политикой. Для нее переселение людей из разрушающегося общежития в помещение, не предназначенное для жизни, не новость:
— Вы правы абсолютно, потому что у подавляющего большинства субъектов этого фонда нет, а если он есть, например, в Нижнем Новгороде, то он в таком состоянии, что туда нельзя никого вселить. Он должен соответствовать санитарным нормам. Он может быть чуть меньше — 18 метров общей площади и 6 метров по жилой по санитарной норме, должно быть около 10 метров общей для маневренного фонда. Даже этого нет.
В Якутии, лидере страны по аварийному жилью — на 1,1 тысячу аварийных домов приходится 80 жилых помещений маневренного фонда. Даже если в 10 из них случится ситуация, подобная той, которая возникла в Пересвете или Ростове, селить людей будет негде.
В Советском Союзе дома тоже ставили на капитальный ремонт, говорит Галина Хованская, жителей тоже переселяли во временное жилье, а потом возвращали обратно в свои квартиры:
— На сегодняшний день осталось только 6% жилищного фонда неприватизированного. Поэтому я сейчас активно продвигаю идею домов социального использования, где люди с невысоким уровнем дохода, не малоимущие, могут претендовать на жильё в таких домах без права на приватизацию.
С приватизацией всех общежитий до последней кладовки никакого маневренного фонда у муниципалитетов не возникнет. Есть еще одна проблема — жилье на случай аварий нужно содержать. А если там никто не живет и не платит за коммуналку, у местных властей возникают выпадающие доходы. Для нищих бюджетов эта неподъемная ноша.
Программа аварийного жилья на 97% финансировалась раньше из федерального центра. Теперь Москва берет на себя 60% расходов, а остальное перекладывается на субъекты федерации. Еще в 2023 году на аварийное жилье выделялось 45 миллиардов рублей, теперь — 19,2 миллиарда. Ни о каком увеличении маневренного фонда можно уже не говорить.
На новостройки этим несчастным из рушащихся общежитий рассчитывать не приходится. «НИ» поинтересовались у Галины Хованской:
— Есть ли прецеденты, когда выделяются квартиры в новостройках в маневренный фонд? При таком объёме строительства как в МО?
— Я таких прецедентов не знаю. Это слишком дорогое удовольствие — новое жильё. Такие прецеденты мне неизвестны.
Эксперты по жилью уже говорят, что сейчас начнутся манипуляции с денежными компенсациями. И действительно, мэр Ростова Алексей Логвиненко сообщил, что власти уже провели оценку 140 жилых помещений, которая составила 169 миллионов рублей. 12 семей уже согласились с размером выкупной стоимости на общую сумму 15,4 миллиона рублей. В среднем каждая семья получит 1 миллион 280 тысяч рублей. При средней цене за 1 кв.м 120 тысяч рублей, они в лучшем случае купят по 10-метровой комнате. Так в администрации Ростова понимают социальную справедливость.