Ирина Мишина
После падения самолета в горах Афганистана и гибели двух его пассажиров Следственный комитет возбудил уголовное дело.
«Возбуждено уголовное дело по… части 3 статьи 263 УК РФ „Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек“, — проинформировали в Telegram-канале Следкома.
Изучив материалы на сайте Росавиации в разделе «Реестр авиакомпаний», мы выяснили, что компания «Атлетик-Групп», которой принадлежит разбившийся Falcon 10, не имеет сертификатов — ни эксплуатанта коммерческих воздушных перевозок, ни авиационных работ, ни авиации общего назначения. Вообще.
Также источники в Росавиации сообщают, что разбившийся самолет числился как пустой рейс без пассажиров и груза…
Дальше — больше. Как показало предварительное расследование, пилоты упавшего в Афганистане бизнесджета летали по поддельным документам, а на самом самолёте не сделали более 15 обязательных работ по техобслуживанию. Дмитрий Беляков и Аркадий Грачёв предоставили в Росавиацию документы о том, что они переучивались на Falcon 10 в США. Однако, как установило предварительное расследование, обучения в центре они не проходили и специально подделали документы, чтобы выполнять рейсы на бизнесджете. Выданные им ранее свидетельства аннулировали 26 января.
Командиром экипажа был Дмитрий Беляков, налетавший до этого 2367 часов. Изначально он обучался летать на двухместном одномоторном Tecnam P2002 Sierra, после летал на P2006 Sierra. Расследование также установило, что он не предоставил данные о своём уровне английского языка. Его коллега — Аркадий Грачёв налетал 870 часов, обучался летать на разных самолётах, в том числе проходил подготовку для полётов на Airbus A320 и Boeing 737 в учебном центре S7 Airlines.
Возникают вопросы и в связи с тем, что у компании не было лицензии на международные полеты.
Как все это стало возможно? Как допустили к полету самолет 45-и летней давности, который не прошел техобслуживания с пилотами, летевшими по поддельным документам?
Авиаэксперты говорят, что для начала предстоит выяснить, относился ли самолет к коммерческой авиации или же к частной, и таким образом числился в Реестре авиации общего назначения. Эта информация поможет прояснить требования к пилотам, которые в частной и коммерческой авиации разнятся. В частной авиации они более простые и свободные. Вместе с тем, остаются вопросы и к правилам эксплуатации самолета, и к самим пилотам.
«Кто был за штурвалом? Люди, получившие не подтвержденные полетные удостоверения в США. 15 работ по техобслуживанию в самолете проведены не были — это вопрос к владельцу, а он на сегодняшний день, насколько я понимаю, вообще не выяснен», — считает авиаэксперт Роман Гусаров.
«Владелец самолета должен ежегодно продлевать Сертификат летной годности. То есть в документах должно значиться, что самолет такой-то — на техническом обслуживании в Росавиации. Этот документ выдает Росавиация на основании переподготовки. Но этого документа нет. Также удостоверение у пилота, как выяснилось, было получено в США, и запрос его не подтвердил. То есть это подлог. Пилот получил квалификацию, обучаясь по сути в аэроклубе, получив любительские права. Как с такой подготовкой можно летать в дальние международные рейсы, абсолютно не понятно. Ведь авиационные любительские центры — только для любительских клубов, а не для профи. Как их допустила к полетам Росавиация, вопрос. То есть у нас липовые летчики летают на неисправном старом ведре с не прошедшими ТО гайками», — заявил «НИ» летчик Алексей Кочемасов.
Следствие идет, но нам не говорят, проверяли самолет перед вылетом или нет. Да и как вообще самолет пересек границу — большой вопрос. Ведь, как известно, летчик имел страховку на полеты в Таиланд и Индию, а вот как он пересек воздушное пространство других стран, вообще не понятно. К тому же у одного из летчиков, как стало известно, была не погашенная задолженность в 200 тысяч рублей, а должников у нас таможня вроде бы не пропускает. Или все же пропускает, но того, с кем есть возможность договориться?
В любом случае остаются вопросы к Росавиации, а заодно к Инспекции безопасности полетов ИКАО, которая по идее должна проверять перед вылетом борт. Даже если он частный. И тем более, если он летит на такое дальнее расстояние. К тому же за больным в тяжелом состоянии. То есть надзора и контроля со стороны Росавиации, которая подчиняется напрямую президенту, у нас, как показывает история крушения бизнесджета в Афганистане, фактически нет.
К сожалению, наплевательское отношение к состоянию самолетов со стороны Росавиации дает о себе знать уже почти каждый день.
Так, только за последние 3 дня, сразу у трех самолетов российских авиакомпаний отказали двигатели во время рейса. У самолета авиакомпании S7 сломался двигатель во время выполнения рейса. Сегодня самолет Airbus A-320, вылетевший из Омска, приземлился в Домодедово с неисправным двигателем. На борту находилось более 170 человек. Самолет отстранен от дальнейшего выполнения рейсов.
27 января еще два самолета S7 не смогли взлететь из-за неисправности двигателей. 160 человек должны были вылететь из Улан-Удэ в Москву, однако Boeing 737-800 так и не оторвался от земли: пилоты были вынуждены прервать взлет из-за помпажа левого и правого двигателей. Такая неполадка может привести к разрушению воздушного судна прямо в полете. По той же причине не состоялся рейс S7 из Москвы в турецкую Анталью. Утром 27 января в аэропорту Домодедово Boeing 737-800 прервал взлет из-за помпажа одного из двигателей.
Еще один инцидент произошел сегодня с самолетом Sukhoi Superjet 100, который выполнял рейс из китайского Харбина. Он совершил экстренную посадку в аэропорту Якутска после срабатывания датчика пожара в багажном отсеке. Лишь одно из этих происшествий случилось не во время выполнения рейса с пассажирами.
Странно, что даже после трагического инцидента с падением самолета в Афганистане Росавиация и службы, отвечающие за безопасность полетов, ровным счетом ничего не сделали для того, чтобы эти самые полеты сделать безопаснее. А это значит, новых аварий и новых жертв не избежать.