Posted 23 января, 09:54
Published 23 января, 09:54
Modified 25 января, 11:40
Updated 25 января, 11:40
Ирина Мишина
По предварительным данным, самолет, потерпевший крушение 21 января, мог упасть из-за нехватки топлива. Пилот Аркадий Грачев, выживший при крушении, оказался под угрозой тюрьмы. По данным телеграм-канала Mash, компания «Атлетик групп», на балансе которой состоит разбившийся самолет, принадлежит жене пилота Екатерине Агаповой.
При этом, как выяснилось, организация не имела лицензии на пассажирские перевозки и никогда не осуществляла их. Для легализации перелетов авиаторы пользовались ООО «Джет аэро», которым владеют сам Грачев и второй пилот Дмитрий Беляков.
«Здесь могли сыграть роль 2 фактора. Первый — сильный встречный ветер. Все это, очевидно, помножилось на субъективные факторы: Грачев — пилот с мизерным опытом, налета у него никакого, как он получил удостоверение, вообще не известно. Это могло быть просто любительское свидетельство. Как без опыта, после аэроклуба, можно было браться за такой сложный рейс? Надо конечно еще изучать технические возможности самолета, дальность полета. Но есть фактор, который невозможно не учесть: накануне в Афганистане скорость ветра достигала 500 метров в секунду, это очень сильный ветер, который влияет на скорость. Она могла сократиться до 300 км/час. Рассчитывали ли это пилоты? По Гугл-карте вижу, что самолет пролетел 2200 км при дальности полета 3000 км. Реально, топлива могло не хватить, неопытный пилот это не учел. Вообще, все это смахивает на авантюру», — заявил «НИ» летчик Алексе Кочемасов.
Основываясь в том числе и на этих данных, правоохранительные органы завели дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Максимальный срок по ней — до 10 лет. В то же время Следственный комитет считает одной из приоритетных версий — «технические причины в виде отказа двигателей».
Также у авиаэкспертов сегодня большие вопросы к исправности самолета и правилам его эксплуатации.
«У самолета 2 двигателя, и оба ну никак не могут сломаться одновременно в полете, таких случаев я не припомню, — рассказывает авиаэксперт Роман Гусаров. — Скорее всего причина действительно в нехватке топлива, встречный ветер тоже сыграл свою роль. Не исключаю и такое обстоятельство, как неисправность в топливной системе. Двигатели просто остановились без топлива. Кто будет расследовать этот инцидент — Росавиация или Международный авиационный комитет (МАК), на сегодня не известно. Но расследование обязательно будет».
Ранее сообщалось, что экипаж Falcon 10 выжил благодаря тому, что перед крушением летчики подняли нос самолета. По данным авиаэкспертов, так удар пришелся на середину фюзеляжа и пассажирский салон, в противном случае самолет врезался бы носом в землю.
Напомним, в воскресенье, 21 января, частный самолет Falcon 10, летевший в Москву, разбился в Афганистане. На борту было шесть человек. Четверо из них выжили, один добрался до села Педу и попросил о помощи. Двое пассажиров: бизнесмен Анатолий Евсюков и его жена — погибли. У границы Афганистана и Таджикистана пилоты Falcon 10 сообщили о слишком высоком расходе топлива из-за сильного встречного ветра. Пилоты решили сесть на запасном аэродроме в Душанбе для дозаправки. Диспетчерам доложили об отказе правого двигателя, через минуту — левого. Еще через пять минут самолет пропал с радаров в 161 километре от Душанбе. Санитарный борт врезался в гору Топхан в Ваханском районе Афганистана.
В момент ЧП на борту находились: пилоты Дмитрий Беляков и Аркадий Грачев, медики Игорь Сывороткин и Павел Попов, а также бизнесмен из Волгодонска Анатолий Евсюков и его жена Анна. Семейная пара летела в Москву из Таиланда, где женщина попала в больницу с инфекцией. Ее должны были привезти в одну из московских больниц.
Перелет был организован семьей заболевшей Анны Евсюковой через страховую компанию, однако «Атлетик-групп» не обладала опытом подобных рейсов и не имела лицензии. Пилоты Беляков и Грачев, организовавшие перелет через свою фирму «Джет Аэро», также не имели лицензии на коммерческие и санитарные перевозки. Кстати, стоимость таких перелетов достаточно высокая. Как пояснили «НИ» профессиональные пилоты, из расчета 40 тысяч рублей за 1 тонну керосина, стоимость трагического путешествия превышала полмиллиона рублей.