Александр Куманев
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Пермского Политеха (ПНИПУ) Ольга Юрьева отметила, что память обеспечивает целостность психики и личности, затрагивает все аспекты жизни.
«Как сказала Татьяна Черниговская, ученый в области нейронауки и психолингвистики: „Мы есть то, что помним“», — рассказала Юрьева в статье на сайте ПНИПУ.
Память необходима для запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания, а также забывания информации. Исследователям удалось найти связь памяти с работой гиппокампа — участки мозга в височных долях. На запоминание информации влияют нейронные сети по всему мозгу.
Юрьева рассказала о краткосрочной и долгосрочной памяти, дежавю, причинах утраты детских воспоминаний. Она объяснила, что нужно делать, чтобы иметь хорошую память, а чего следует избегать.
Почти 140 лет назад психолог Герман Эббингауз доказал наличие кратковременной памяти. Человек может безошибочно воспроизвести ограниченные последовательности из цифр, букв и символов после первого прочтения или прослушивания информации. Среднестатистический человек способен запомнить 7±2 единиц информации.
Таким образом объем временной памяти является ограниченным. Возможности долговременной памяти более обширны, но не вся полученная информация запоминается надолго. Основное влияние на длительность запоминания оказывают яркие положительные или негативные эмоции и то, насколько часто человек сталкивается с этой информацией (повторяемость).
Чтобы лучше запомнить информации, нужно обратиться к основам процесса — повторению и эмоциональности. Примечательно, что повторять заученный материал лучше всего по принципу «повторение без повторений», делая это различными способами. Один из вариантов — придумывать зрительные образы или выстраивать яркие ассоциации для связи усваиваемой информации с имеющейся.
Работает и принцип «утро вечера мудренее» с одним уточнением: продолжительность сна не имеет значения для усвоения информации — достаточно и 30 минут. Во время сна временная память переходит в долговременную. Лучше запоминать информацию поможет повторение после пробуждения.
Для улучшения памяти Юрьева рекомендует:
Хорошим упражнением для тренировки памяти станет пересказ прочитанной книги. Можно вспомнить фильм или события, произошедшие за день.
Состояние мозга влияет на память, а его хорошую работу обеспечивает здоровый образ жизни: сбалансированное питание, хороший сон, регулярные прогулки на свежем воздухе.
На память негативно влияют курение, алкоголь, стресс, недостаток сна. Эксперт также отметила, что ухудшить память может и обилие сладкого.
Память ребенка менее стабильна и эффективна, чем у взрослого. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд относил исчезновение детских воспоминаний к амнезии, но современные ученые нашли другое объяснение. По их мнению, утрата воспоминаний объясняется развитием мозговых структур. В частности, гиппокамп формируется вплоть до подросткового возраста. Постепенно появляется все больше нейронов, встраивающихся в сформированные связи, что приводит к их деформации или даже разрушения.
Развивающийся детский мозг работает иначе. Детям сложнее определить последовательность событий, обнаружить причинно-следственную связь. Их самосознание все еще формируется. Это мешает структурировать поступившую информацию.
Ссылаясь на исследования, Юрьева отмечает, что закрепить воспоминания из детства помогает общение. Например, чем чаще родители вместе с детьми вспоминают произошедшие события, тем лучше ребенок запомнит информацию. По мнению эксперта, в таком общении задействованы как повторяемость, так и эмоциональность.
С взрослением усиливается стабильность памяти, а уже у подростков формируются четкие воспоминания. Примечательно, что даже забытые события детства влияют на формирование представлений и ценностей во взрослой жизни. Человек может понимать различные явления, но не знать почему.
При старении процессы, связанные с памятью, замедляется, поэтому усваивать и запоминать новую информацию становится сложнее, но при этом качество памяти не должно страдать. Так, проявившиеся в старости различные нарушения мнемических процессов считаются заболеваниями и отклонением от нормы.
Бытует мнение, что мужчинам проще запомнить суть, в то время как женщины лучше помнят детали. Этот стереотип не нашел подтверждения во время экспериментальных исследований. Вместе с тем для мужчин более характерно развитие пространственной памяти, для женщин — эмоциональной.
Пространственная память помогает ориентироваться на незнакомой местности и запоминать расположение объектов. Благодаря ей люди помнят место вещей, узнают лица, правильно носят одежду.
Чувственная память связана с полученным эмоциональным опытом, помогает интерпретировать происходящее и выступает руководством в действиях. Например, многие взрослые боятся идти к стоматологу из-за пережитого в детстве страха, отказываются от продуктов, которые в прошлый раз им не понравились.
К появлению ложных воспоминаний причастно воображение. Процесс носит неосознанный характер. Ложные воспоминания могут стать следствием заболеваний, но встречаются и у здоровых людей. Например, человеческий мозг может прибегнуть к ложным воспоминаниям для заполнения пробелов и забытых детали. Часть воспоминаний можно и внушить за счет манипуляции.
Ложные воспоминания нередко появляются в состоянии опьянения. Психические заболевания могут вызвать навязчивые мысли и идеи.
К ложным воспоминаниям относится и дежавю. Ученый-психолог отметила, что у человека возникает впечатление узнавания происходящих событий, а с самим явлением связано множество мистификаций.
С научной точки зрения речь идет о феномене памяти, при котором наш мозг пытается найти сходство между имеющимся и новым опытом. Благодаря этому возникает ложное ощущение, что происходящее или обстановка знакомы, но на самом деле это не так. Дежавю может сигнализировать о проблемах. В частности, дежавю нередко возникает при опухоли мозга и эпилептических припадках. Нарушить синхронизацию информации способен и стресс.
Как и люди, животные способны запоминать информацию, но их память может значительно варьироваться в пределах вида. Это может быть связано со структурой мозга. Память хорошо развита у обезьян. Они демонстрируют способности к обучению, приобретению рефлексов. Ученые доказали, что животные обладают образной, двигательной, эмоциональной и долговременной памятью.
Юрьева отметила, что одной из главных особенностей человека стала смысловая память, полученная вербальным способом. На ее развитие повлиял социальный образ жизни и развитие технологий. Животные же используют память для удовлетворения биологических потребностей
Память кошек и собак устроена значительно проще. Собак проще дрессировать, а их долговременная память развита лучше. Кошки же запоминают только крайне важные факты и обладают лучшей кратковременной памятью. Для закрепления информации в памяти домашних питомцев, можно использовать стимулы: лакомства, ласка и похвала.