Posted 19 января, 13:13
Published 19 января, 13:13
Modified 19 января, 13:15
Updated 19 января, 13:15
Оксана Самойлова
Инцидент с протечкой канализации в пятиэтажке на улице Астрадамской произошел еще весной прошлого года.
«Сначала просто капало. Мы позвонили в управляющую компанию и составили заявку о протечке. Пришел представитель управляющей, подтвердил, что течет, но где течет, не нашел. Говорит, надо смотреть у соседей. После этого ушел и уже не возвращался. Мы оставили новую заявку. Снова пришел мастер, и снова развел руками. В результате так продолжалось почти месяц: к нам ходили разные мастера от управляющей компании, смотрели, фиксировали что-то и уходили, а канализация как текла, так и продолжала течь», — рассказала «НИ» житель затопленной квартиры.
Через месяц течь усилилась. Уже лило при каждом смыве унитаза. В квартире от влажности появились мошки. Но в управляющей компании по-прежнему разводили руками, мол, соседи не дают доступ к трубе.
«Затем у нас на стене в комнате и в коридоре появились два мокрых пятна. Три дня нас заливало, пока управляющая пыталась договориться с соседями. Просили управляющую хотя бы перекрыть воду, чтобы ущерб не увеличивался, но просьбу проигнорировали, заявив, что в этом „нет необходимости“. А у нас пятна разрастаются по стенам», — пожаловалась собеседница издания.
Через три дня утечку все же устранили, а спустя еще две недели пожаловал представитель управляющей компании, чтобы составить акт.
«Пришла представительница УК, начала меня унижать, заявила, что с таким ремонтом вообще постеснялась бы вызывать кого-то. Что-то пометила у себя и ушла, заявив, что компенсировать ничего не будут, максимум пришлют кого-то подклеить обои. А то, что на обоях теперь потеки, ничего страшного», — пояснила собеседница издания.
В суд после инцидента владелица квартиры обращаться не стала. Побоялась дополнительных расходов на экспертизу, адвоката и госпошлину. Считает, что управляющая компания все равно не признает своей вины. Хотя причиненный квартире ущерб можно было бы и минимизировать, если бы не тянули месяц с ремонтом, а сразу отреагировали на обращение, или хотя бы перекрыли воду, когда затопление квартиры уже произошло.
Первое, что должен сделать собственник квартиры, если обнаружил залив или протечку, — зафиксировать сам факт затопления. Необходимо сообщить в аварийно-диспетчерскую службу, а также письменно зафиксировать факт протечки, рассказал юрист Никита Сорокин. Представитель управляющей компании должен приехать немедленно, даже в выходной, отметил он.
«Акт о затоплении квартиры по закону должен быть составлен не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу», — подчеркнул юрист.
На практике же не всегда этот акт удается составить оперативно: то управляющая не отвечает, ибо выходной, то до соседей не дозвониться — они на даче.
«Практика показывает что не всегда получается оперативно составить акт о затоплении. В нем указывается адрес квартиры, возможная причина аварии, предполагаемый виновник и подробный список испорченных вещей. Кроме того, в документе должны стоять подписи всех членов комиссии: пострадавшего, виновника, свидетелей. Если сосед, причастный к происшествию, отказывается приходить — напишите об этом в акте», — рассказал «НИ» ведущий специалист «Коллегии юристов и адвокатов» Владлен Васильев.
При наличии значительного ущерба юристы советуют обратиться в экспертную организацию. Эксперты осмотрят затопленное помещение и определят стоимость восстановительных работ. При проведении экспертизы будет установлен виновник произошедшего. Им может быть как хозяин квартиры сверху, так и управляющая компания.
«Если затопление произошло по вине соседей, то даже если эта квартира сдается в аренду, обязательства по возмещению убытков ложатся на плечи фактического владельца квартиры. Кроме того, виновной могут признать управляющую компанию. Например, если ее специалисты некачественно отремонтировали трубы или проглядели неисправности в коммуникациях», — объяснил Владлен Васильев.
После того, как экспертиза подтвердила виновника коммунальной аварии, владелец пострадавшей квартиры должен направить ему претензию с требованием возместить причиненный ущерб.
«Рекомендую сделать это заказным письмом с уведомлением о вручении, предварительно сняв копию с документа и сохранив почтовую квитанцию», — посоветовал Никита Сорокин.
Хорошо, если удается договориться — так можно сэкономить немало нервов и избежать судебных расходов. Опыт показывает, что с соседями, порой, договориться даже проще, чем с управляющей компанией.
«С виновником, который готов выплатить деньги, нужно составить смету предстоящих работ и подписать соглашение о возмещении убытков. Лучше всего, если вы заверите его у нотариуса», — добавил Владлен Васильев.
Однако если виновник затопления не хочет добровольно компенсировать ущерб, то собственник пострадавшей квартиры может обратиться в суд.
«Для обращения в суд вам потребуется исковое заявление, заключение оценщиков, акт о затоплении, правоустанавливающие документы, смета на ремонтные работы и фотографии пострадавшей зоны. Перед подачей иска нужно отправить заказное письмо с досудебной претензией виновнику. Вложите туда копию отчета независимых экспертов и копию договора об оказании услуг», — резюмировал Владлен Васильев.