Фарид Изюмов
Йеменские террористы обстреляли минувшей ночью в Аденском заливе американский танкер Chem Ranger, выпустив в него две баллистические ракеты. И хотя в цель они не попали, обстановка в Красном море становится все напряженнее. Более того, президент США Джо Байден признал, что американские и британские ракетные удары по йеменским хуситам «не работают, и они будут продолжаться».
Атаки хуситов вызвали настолько серьезные перебои в поставках через Красное море, что оно уже принесло убытки судоходству и всей мировой торговле большие, чем пандемия коронавируса, предупредили эксперты Sea-Intelligence. Их последствия сравнимы с блокировкой движения в 2021 году в Суэцком канале севшим на мель контейнеровозом Ever Given, полагают эксперты. Они подсчитали, что только с ноября по декабрь 2023 года из-за атак хуситов, мировая торговля сократилась на 1,3%.
Террористы угрожают торговле сельскохозяйственной продукцией между Европой и Азией на сумму почти в 70 млрд евро, из которых 30 млрд приходятся на долю Китая и Индии. В российской ассоциации «Росчайкофе» уже заявили, что цены на чай и кофе увеличатся, если хуситы не прекратят бить по торговым судам в Красном море, поскольку эти атаки увеличивают сроки доставки грузов, а кроме того, дорожают и логистические услуги. К примеру, перевозка одного контейнера из Азии в Европу, стоит сегодня дороже на тысячи долларов.
Кроме того, как сообщает CNN, увеличение числа атак хуситов заставляют страховые компании отказываться покрывать грузы, которые перевозят по Красному морю американские, британские и израильские торговые суда.
Нельзя не отметить и того, что Maersk, MSC, CMA CGM и другие крупнейшие компании, которые занимаются морскими перевозками контейнеров, сейчас вынуждены перенаправлять перевозки в обход Красного моря, несмотря на то, что в контейнерах обычно перевозятся грузы с меньшим классом опасности, чем нефтяными танкерами, — сообщает Reuters В итоге, в середине января количество контейнеровозов, проходящих через Красное море сократилось в 4 раза м/м, а ставки фрахта — выросли в 5 раз.
В то же время, на российских и китайских судах ситуация отразиться не должна, если верить высокопоставленному представители хуситов, который обещал предоставить этим странам безопасный проход по Красному морю: «Мы готовы обеспечить безопасный проход их кораблей в Красном море, поскольку свободное судоходство играет для нашей страны большую роль», — заявил представитель хуситов.
Специалисты Института Экономики и Финансов подсчитали, что вместо обхода Африки, лучше использовать сухопутные маршруты: Транс-Евразийские железнодорожные коридоры из Восточной Азии в Европу. Сейчас перевозка контейнеров из КНР в ЕС по территории Казахстана, России и Белоруссии занимает менее 7 суток, а стоимость составляет $3,2/тыс./FEU (эквивалент 40-футового контейнера). Это в полтора раза дешевле тарифов морского маршрута Шанхай-Роттердам. Таким образом, привлекательность сухопутных транзитных коридоров сейчас заметно выросла. Вот только непонятно, готовы ли к этому железные дороги стран ЕАЭС? — пишут эксперты.