Федор Ганненко, Елена Петрова, Наталья Сейбиль
В Борисоглебском районе Ярославской области праздник: после публикации статьи в «НИ» в деревнях починили свет, а значит, заработали котлы отопления. Вторая новость тоже радостная -, наконец, до их района доехал губернатор Михаил Евраев. Не прошло и трех с половиной недель после того, как на район опустилось Средневековье — без света, где были, с печками, без автобусного сообщения из-за снега и морозов — как хозяин области улучил минутку и навестил своих подданных. О его программе в Борисоглебском известно немногое: появилось фото с семьей участника СВО, детям которого Михаил Евраев вручил новогодние подарки. О том, что губернатор пожелал встретиться с жителями Яковцева или Покровского, сидевших без света с 24 декабря уже прошлого года, местные СМИ не сообщают. И это неслучайно: как стало известно «НИ», на освещение положения деревень без электричества и тепла администрация наложила гриф «секретно» — журналистам, получающим от губернаторских деньги, запрещено сообщать об авариях. Вот они и не сообщали.
«НИ» обратились за комментариями в администрацию Ярославской области и в ПАО «Россети Центр», которые отвечают за снабжение электричеством деревни Борисоглебского района, не рассчитывая на ответ. Его мы и не получили. Правда, после нашей публикации РЭС в экстренном порядке бросили сразу несколько бригад из других областей на замену гнилых столбов и оборванных ржавых проводов, которые не обновлялись с 1960-х годов, а также на расчистку просек — где смогли. Аврал помог — через день после выхода статьи в свет в Титово-2 и Яковцево, где побывали «НИ», пришел свет. Поскольку котлы в деревнях еще летом заменили с угольных на электрические, в домах стало тепло.
В Березниковской школе электричество дали 16 января, но часть батарей во время аварии разморозилась, и произошло завоздушивание всей системы. На восстановление понадобятся несколько дней.
В Высоковской школе последний раз свет отключали 16 января, но школа, к счастью, была на генераторе, поэтому большего урона новый блэкаут не нанес.
Из потерь — разморозилось отопление в двух фельдшерско-акушерских пунктах. Это значит, что медпомощи жители этих деревень не получат. Жители будут вынуждены ехать за десятки километров по врачам.
Большой надежды на то, что восстановленное электроснабжение продержится, у местных нет. Как рассказали корреспондентам «НИ», район плошадью 1700 квадратных километров обслуживает 1 диспетчер и 2 электрика. Объехать весь район — это как из Москвы в Петербург съездить и вернуться. Изношенность сетей в районе составляет 70%. Сколько могут починить два электрика, если начнется снегопад или сильный ветер? Ответ: немного. Но в «Россетях» это никого не волнует, как, впрочем, и в администрации области.
Ярославская область может похвастаться высоким процентом газификации — 83% домов получают газ. Однако это мало касается деревень области — здесь картина совершенно другая, и газифицирован только каждый третий дом. И свет, и отопление зависят от Россетей. Поскольку ситуация с электроснабжением Ярославской области засекречена, неясно, что собираются делать власти, например, с просеками. За них отвечают не только ресурсники, но и местные власти. Однако ни летом, ни осенью просеки никто не прочищал. И как же будет дальше?
Никому плохую статистику показывать не хочется, поэтому «Россети» рассказывают не обо всех обрывах — иначе не видать им премий. Губернатору и администрации тоже не хочется «светиться» в Москве. Поэтому режим «радиомолчания» выгоден всем в Ярославле — есть более яркие примеры типа Климовска, глядишь, глубинка и проскочит, это же не десятки тысяч горожан. Потерпят.
Система взаимодействия граждан и организаций, поставляющих им тепло, свет и воду, устроена однобоко и несправедливо. Граждане должны платить за все услуги, при этом они не знают, получат ли они оплаченное заранее тепло или свет с водой. Как показали декабрь 2023-го и январь 2024-го годов, вопрос этот не праздный. Почти месяц не самые богатые жители области сидели без света. Холодильники разморозились, котлы потекли, батареи нужно в лучшем случае продувать. Чтобы все вернуть в рабочее состояние, нужны деньги. Много денег. А на что по закону могут рассчитывать граждане?
Депутат Госдумы Галина Хованская говорит, что единственное, что граждане получат 100%, это перерасчет:
— Пострадавшим должны сделать перерасчет, с учетом того, что услуга не предоставлялась. На какой-то промежуток времени вперед будет снижение платежей.
И это все. Как видно из переписки, жители уже узнали, что им положено в качестве возмещения ущерба. Краткий ответ простой — ничего.Первые, кто обратился за компенсацией в администрацию области, уже получили отказ. Галина Щетинина пишет:
«Не надейтесь, люди добрые, на эту компенсацию. Одни слова. Докажите ущерб, докажите маленькие доходы семьи.А там уж добрые начальники решат, давать или нет компенсацию».
Пока «добрые начальники» согласились заменить многодетным семьям сгоревшие холодильники. На этом их доброта закончилась. Остальным — как водится, закон. А закон в России строг и несправедлив.
— Предельный размер компенсаций устанавливается в суде, потому что то, о чем вы говорите, это моральный вред, ущерб здоровью. В России компенсации морального вреда маленькие и скупые. Бабушки поплачут, слезы вытрут и будут дальше жить, — вздыхает Галина Хованская.
Между тем, есть примеры, когда областные власти не прячут голову в песок и не делают вида, что они ничего не видят и не слышат. Ситуация с авариями ЖКХ сродни военной. Какая разница для жителей, что разрушило их нормальную жизнь — украинский снаряд или жадность «Россетей» и местных властей, которые не смогли подготовить сети к зиме?
В Белгородской области губернатор Гладков разделил всю область на сектора и закрепил за каждым ремонтные бригады. И жителям не говорят, что они должны идти в суд. К ним приезжают и чинят. Кто-то скажет, что сравнение некорректное. А что должны делать теперь ярославские старухи? Нанимать адвоката? Ехать в суд в Ростов и судиться годами, чтобы потом получить мизерные компенсации?
У областной администрации наверняка больше ресурсов, чем у деревенских жителей. Но как губернатор может узнать о бедах людей, если он с ними даже не поговорил ни во время коллапса, ни после него.
У местных теперь одна забота: летом им всем поставили «умные счетчики». Теперь в деревнях боятся, что их стоимость включат в тариф, и им придется платить за свет еще больше. Об этом им уже сообщили энергетики. Умные «Россети», чтобы не привлекать внимания политиков, хотят оплату после выборов Президента. В дураках останутся граждане.