Анна Скудаева
Суровая российская зима с аномально низкими температурами в начале января стала серьезным испытанием для владельцев китайских автомобилей.
Автовладельцы начали массово жаловаться на то, что их новенькие JAC, Haval и модели других китайских марок стали подводить их в самый неподходящий момент.
На морозе приборные панели некоторых машин из КНР неожиданно превратились в подобие мигающих новогодних елок, у автомобилей возникли проблемы с работой топливных насосов.
На днях «королевой Рунета» стала неудачливая хозяйка китайского кроссовера Changan CS55. Базовая модель такого автомобиля стоит от 2 млн рублей, однако качество исполнения оказалось, мягко скажем, «не на высоте».
На видео водитель изумленно показала зрителям, как у ее новейшего «рабочего китайского коня» на морозе неожиданно отвалилась педаль газа.
«Она пластиковая. Я коврик поправила! Понимаете, я поправила коврик, и эта г… (нехорошая) педаль — она просто сломалась. Она пластиковая!», — заявила хозяйка и показала обломок педали.
При детальном рассмотрении выяснилось, что в Россию эту модель китайские производители действительно поставили в «южной» комплектации с пластиковыми педалями, не выдерживающими испытания русским морозом.
Увидев такое «чудо техники» с отлетевшей педалью акселератора, пользователи начали задаваться вопросами, кто додумался поставлять в РФ машины с убогими пластмассовыми деталями, которые разлетаются на куски от прикосновения коврика.
На сильном морозе пластик становится хрупким, как хрустальная ваза, и может разлететься вдребезги от малейшего нажатия.
«Радуйтесь, что газ, а не тормоз!», «Это вам не вражеский Mercedes или Toyota. Это гордый Changan от китайских братушек», «Китайский суперклей или скотч вам в помощь, ремонтируйте», «Зато там мультимедиа и кнопки красивые!», «Пожалуй, японец 20-летний понадежнее будет, чем новый китаец», «Все идет по плану!», «Вот вам счастье импортозамещения, получите!», «В Китае морозов минус 30 нет, чего вы хотели?», «Это только начало! Люди еще наплачутся с такой помойкой», — поделились наблюдениями россияне.
«А что, если бы это была педаль не газа, а тормоза, и машина бы в тот момент ехала по дороге? Была бы куча трупов, и эта дамочка вряд ли уже сняла бы для нас этот ролик», — прокомментировали произошедшее пользователи.
На фоне ЧП с не выдержавшим нашего мороза китайским авто многие эксперты выразили опасения, что подобные ситуации могут повториться, и не раз.
Как рассказал в беседе с «Новыми Известиями» автомеханик Алексей Быков, во время январских морозов в автосервисы действительно выросло число звонков от автолюбителей, которые приобрели китайские авто.
«У наших клиентов машины в основном новые, люди пока проходят первые ТО. Но есть и проблемы: у кого-то неполадки с электроникой, некоторые клиенты жалуются на проблемы с запуском двигателя, нештатную работу бортового компьютера, неполадки с приборной панелью. Пока автомобиль новый, это решается на условиях гарантийного ремонта.
Алексей Быков добавляет, что сильный мороз — испытание для любого авто. И пока сложно сказать, как новые китайские машины поведут себя дальше в условиях длительной эксплуатации.
«Фатальных каких-то поломок на моей практике за последние дни пока не произошло. Но рост обращений есть. Я думаю, чтобы сделать вывод о надежности машин, нескольких морозных дней недостаточно, нужно еще понаблюдать, как „китайцы“ дальше поведут себя на наших дорогах и в нашем климате», — резюмировал специалист.
В 2023 году на российский рынок зашли сразу 19 новых китайских брендов: BAIC, Haima, Hongqi, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta, SWM, TANK, JAECOO, ORA, Wey, AITO, Forthing, Lixiang, Rising, Venucia, Voyah, Skywell.
И это только те, кто официально объявлял о намерении зайти на российский рынок и открывал официальные продажи в автосалонах. Всего же России на конец 2023 года продавались легковые автомобили более 60 марок из КНР.
Эксперты констатируют факт: в условиях острого дефицита японских, корейских и европейских авто позиции в опустевших автосалонах уверенно занимает Китай. Но выдержат ли китайские автомобили суровые испытания русской зимой?
Эксперты опасаются, что когда в РФ процветает параллельный импорт, а госконтроль за ввозом ослаблен, в страну может хлынуть поток ненадежных и негодных для нашего климата машин, которые плохо продаются на других рынках. В таком случае Россия рискует превратиться в гигантскую «свалку» для всевозможного неликвида.
Главная же проблема состоит в том, что проблемы с неподготовленностью ввезенных авто к нашему климату вскроются у владельцев не сразу, а лишь во время эксплуатации. Если к тому времени предприимчивые дельцы, сбывшие россиянам машины далеко не в лучших комплектациях, успеют благополучно исчезнуть, то покупатели останутся наедине с проблемой — с сырыми прошивками, без гарантии, без нужных запчастей — горевать «у разбитого корыта».
А такие примеры на российском рынке уже были — китайские автодилеры пропадали. Автоэксперты еще год назад напоминали, что в России практически нет стабильных игроков из Китая. И что для предпринимателей из КНР характерна такая бизнес-модель: пришли, поторговали и ушли.
Также эксперты отмечали, что у китайских машин с недавних пор все очень неплохо с дизайном и даже с электроникой. А дальше начинаются нюансы. Во-первых, экспортные китайские машины сделаны из плохого металла, потому что местные производители не ставят задачу сделать машину, которая проживет долго. Она одноразовая. Во-вторых, они не вкладывают деньги в базовые дисциплины автомобилестроения — управляемость и плавность хода.