Ирина Лебухова
Китайский автопром захватывает российский рынок, ранее констатировал помощник президента России Максим Орешкин. Он уверен, что именно КНР стала ведущим в мире экспортером машин.
«Я не удивлюсь, если через десять лет такие компании, как Mercedes и BMW, уйдут в историю. Как бренды они, вероятно, останутся, но повторят судьбу Volvo, которая была продана в Китай», — указал помощник главы государства.
Он считает, что машины фактически перестанут быть европейскими, поскольку производители «не имеют ни рынка сбыта, ни преимущества в технологиях, которое у них было еще пять-десять лет назад». Но что эксперты думают о будущем европейских автомобильных компаний?
Сервисный директор франшизы Иванор Service&Market Николай Янковский отметил в беседе с «Новыми Известиями», что европейский бренд будет всего лишь «вывеской». Он также объяснил, что сам термин «автомобильная компания» — достаточно широк, и стоит его делить на «бренд» и «производство».
«Исходя из законодательных защитных мер, которые были применены в отношении китайских брендов в Европе, думаю, что сами бренды останутся как вывеска. Что же касается разработки и производства самих автомобилей, то уже сейчас тот автомобиль, который собирается на европейском конвейере, состоит на 70-90% из компонентов, произведенных в Китае. Немецкий конёк давних лет — разработка — уже практически полностью тоже мигрировал в Китай. К этому привел массовый отток молодых и талантливых специалистов из Европы в конце нулевых».
Эксперт напомнил, что эти специалисты уезжали в Китай из-за «больших перспектив, большей свободы, из-за самого современного испытательного оборудования».
«Сейчас мы видим уже следствие — технологический прорыв китайских компаний, особенно в классе гибридов и электромобилей. Из первых звонков, предваряющих падение немецких компаний — заявление руководителя VW Томаса Шефера о потере конкурентоспособности бренда VW. Уверен, потеря немецкими автомобильными компаниями статуса производителя — уже не за горами, думаю это произойдет в течение ближайших пяти лет», — считает Николай Янковский.
Что касается немецких автомобилей, то в последнее время все чаще звучит мнение о том, что и качество существенно снизилось. Произведенные в Германии машины уже не имеют той безупречной «немецкой надежности», которой всегда славился автопром этой страны.
Журналист издания «Новости автобизнеса» Борис Гришин отметил, что это мнение бытует уже как минимум десяток лет, и даже самые заядлые любители немецких авто начали персаживаться на «корейцев» и «китайцев»:
«Автомобили уже далеко не столь надёжны и безотказны, как раньше. Все чаще ломаются, выходят из строя. Стали капризнее. Нередки случаи, когда люди, почти всю жизнь остававшиеся приверженцами одной премиальной немецкой марки, или в крайнем случае менявшие одну на другую, теперь выбирают корейский или даже китайский премиум».
Он объяснил, что одна из главных проблем, которые душат немецкий автопром, это европейская бюрократия, руководимая «зеленой» идеологией:
«От автопроизводителей требуют во что бы то ни стало соответствовать все более жестким, зачастую не оправданным и не обоснованным экологическим протоколам Евро. Затраты автопроизводителей растут, а потребительские свойства новых моделей падают. Автопроизводители пытаются компенсировать это даунсайзингом. Но не всех радует то, что немецкий премиальный автомобиль из символа солидности и надежности превращается в дорогую одноразовую игрушку».
Николай Янковский подтвердил, что автомобили немецких брендов ломаются чаще, чем раньше.
«Как сервисник с 30-летним опытом, могу сказать, что клиент с немецким авто — в наши дни очень ценный и дорогой гость в автосервисе, приезжающий довольно часто. Причина — целенаправленное снижение ресурса деталей и узлов. В угоду экономии и курса на частую покупку нового автомобиля, раз в 3-4 года», — подытожил эксперт.
Тем временем в топ-10 самых продаваемых в России новых автомобилей в конце 2023 года вошли восемь брендов из Китая. За год китайские автопроизводители увеличили продажи авто в Россию минимум в три раза, а некоторые — в десятки и даже сотни раз.
В середине декабря даже в АвтоВАЗе констатировали, что российским автопроизводителям нереально конкурировать с китайскими. Кстати, только один Chery по продажам опережает Lada, а Changan уже уверенно вытесняет европейский премиум-сегмент внедорожников. Причем российский потребитель и пересаживается на машины из КНР не только со своих европейских, но и с корейских и японских автомобилей.