Ирина Лебухова
Предновогодняя суета — время задуматься. Насколько разумно мы расходуем свои деньги? Действительно ли, покупая множество подарков, доставляем радость нашим близким и друзьям?
Началось все в США. Самая первая реклама рождественских подарков появилась еще в 1820-х годах в Штатах. Санта-Клаусы «пришли» в магазины в 1840-х, но «годом рождения» коммерциализации этого праздника принято считать 1867 год, когда магазин Macy's на Манхэттене не закрывался до полуночи, и отбоя от покупателей не было. Но еще раньше, в 1850 году, вышла книга Гарриет Бичер-Стоу, в которой автор поднимает вопрос об утрате духа Рождества, коммерциализации праздника и избытке совершенно ненужных покупок.
«Это время, когда тратятся деньги напрасно. В это время года все обязаны получать вещи, которые никто не желает. И о которых никто не заботится после того, как они были переданы», — писала Бичер-Стоу.
Продавцы товаров и услуг традиционно считают предновогоднюю пору горячей. Раскошеливаться нас вынуждают уже хорошо известные и опробованные годами маркетинговые уловки.
1. Вынуждают на спонтанные покупки. Магазины якобы снижают цены на некоторые позиции, маскируя это под специальное новогоднее предложение, однако на деле цена не меняется (а то и вовсе вырастает!). Реальные цены можно проверить в сравнении с другими магазинами и маркетплейсами.
2. Оффлайн: промоутеры, яркие красные ценники, гирлянды. Все это действует на потенциального покупателя привлекательно и чуть ли не вызывает у него чувство необходимости покупки.
3. Онлайн: новогодний антураж сайта. Падающий снег, деды морозы, перечеркнутые «старые» ценники и предлагаемые «новые». Рассылки со «специальными предложениями».
4. Три вещи по цене двух. Звучит хорошо, но на деле — «развод». Дело в том, что после недавно прошедшей черной пятницы покупатель уже буквально путается в ценах реальных и ценах сниженных. «Порционно» продавец поднимает цену, и таким образом перед Новым годом цена за три товара уже заложена в это самое предложение «цены двух».
5. «Скидочные» островки в залах магазинов и ТЦ. Красиво оформленные «акционные» островки выглядят очень привлекательными для покупателей. Они готовы чуть ли не по инерции схватить оттуда товар и бросить в свою корзину, полагая, что выиграли и сэкономили.
В каждой скидке — доля скидки. Кстати, ни одному магазину не выгодно делать скидку более 40%. Потому подобные анонсированные дисконты являются из-за изначально завышенной стоимости. Юридически с подобной аферой бороться достаточно сложно.
Ozon уже подсчитал, что сейчас на празднование Нового года россияне готовы потратить на 3% больше денег, чем в 2022-м. Однако если не откладывать деньги заранее или не спланировать четкий праздничный бюджет, недолго остаться и вовсе без средств в январе. Причем в январе многие получат зарплату ниже в связи с длинными выходными, а фрилансеры и вовсе рискуют остаться без дохода, поскольку первый месяц года — традиционно «мертвый» для бизнеса.
Вот пример того, как можно наглядно разложить «по полочкам» новогодние и постпраздничные траты, чтобы не запутаться и не выйти из бюджета. Разделите лист на две половины, на одной из которых перечислите все планируемые траты, а справа — доходы за два месяца (декабрь и январь). Сравните полученные суммы из обоих столбиков.
Не забудьте указать ежедневное и «рутинное» — оплату коммунальных услуг, транспорт, продукты. Так можно будет скорректировать планируемые покупки, если левый столбик «жирнее» правого. Именно продумывание позволит сформировать оптимальные траты в самый «расточительный» период года.
Стоит отказаться от никому не нужных символов года — фигурок с животными Восточного календаря и т. д. Стоп-лист пополнят и наборы «мимимишных» свечек, хэндмэйд-мыла (между прочим, дарить мыло — вообще неприлично, даже если оно сделано своими руками) и носочков с оленями, гномами и т. п. Как подарить, что, что действительно нужно?
1. Не стесняться спросить. Бывает так, что человек, например, совсем недавно потерял удобные наушники или разбил любимую игровую мышку. Если вы подарите ему утраченные вещи, это будет и кстати, и действительно принесет пользу. Но вы не узнаете о том, что они ему нужны, пока не спросите.
2. Загляните в вишлист. Сегодня даже дети составляют вишлисты — это как письмо Деду Морозу, но «в открытом доступе». Это крайне удобно и беспроигрышно.
3. Хобби — даже если оно пока в перспективе. Если вы знаете, чем увлекается человек, то смело можно дарить ему что-то связанное с этим увлечением. В таком случае это будет отличным подспорьем для него и сэкономит средства. Например, коврик для йоги, набор профессиональных художественных кистей… причем подарок будет к месту, даже если человек пока только хочет заняться чем-то, но откладывает по какой-то причине. Это будет прекрасным поводом наконец начать.
4. «Тайный Санта» в семейном кругу. Каждый пишет на листе свое желание. Причем записки должны выглядеть одинаково, чтобы сложно было догадаться, кому именно досталось задание. Но получатель подарка должен подписаться. Записки складывают в коробку. Какую вытащишь — то и даришь.
Тем временем бары, отели и рестораны в российских городах накануне новогодних праздников активно переписывают цены на свои услуги по организации праздничных банкетов. В некоторых заведениях стоимость новогодней ночи с развлекательной программой достигла 200 тысяч рублей на одного гостя. Подробности — в материале «Новых Известий».