Алина Шувалова
Неофициальные экономические связи стали своеобразным буфером для защиты ряда отраслей российской промышленности в условиях западных санкций. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) в статье «Россия под санкциями: теневая экономика — фактор гибкости», опубликованной в свежем номере журнала «ЭКО».
По мнению авторов доклада, теневой бизнес, скрытый от контроля отечественных регуляторов, оказался способен быстро адаптироваться в условиях геополитических ограничений и помочь сохранению устойчивости экономической системы страны. Суть «серых» схем состоит в том, чтобы тайно насытить российский рынок теми товарами и технологиями, которые официально из-за санкций ввозиться в страну не могут.
В ряде отраслей — например, при легализации параллельного импорта, — власти сознательно идут на помощь «теневикам», выводя их из-под воздействия контролирующих структур. В таких условиях доля такого рынка в стране достигла, по разным оценкам, не менее 11% ВВП.
Наличие «серых» экономических схем ощутимо снижает санкционный удар по России. Однако у медали есть и обратная сторона: стремительное расширение влияния «серого» сектора может оказаться опасным для экономического благополучия страны.
«В то же время появляются и риски недополучения налогов», — отмечают «Известия» со ссылкой на данные доклада экспертов ВШЭ.
Наряду с неуплатой таможенных пошлин, одним из наиболее опасных спутников теневого бизнеса эксперты ВШЭ называют «серую» занятость. Сегодня количество неофициально трудоустроенных граждан в стране может достигать 663 тысяч человек.
Соглашаясь на зарплаты в конвертах, армия неформальных занятых сознательно лишает себя пенсий, соцвыплат и возможности требования компенсаций за вероятные огрехи работодателей при создании нормальных условий труда.
Но это еще не все: такая высокая цифра теневых работников может напрямую тормозить наполнение бюджета налогами и, как следствие, приводить к усилению бюджетного дефицита.
Он по итогам 2023 года может достичь 1,5 трлн рублей (около 1% ВВП). Эксперты полагают, что сферу теневой занятости правительству есть смысл ограничить.
Сокращать неформальную занятость эксперты рекомендуют в том числе через развитие системы электронных платежей.
«Страны, где они распространены, как правило, имеют меньший объем „серого“ сектора», — полагает представитель экономического университета имени Плеханова Павел Севостьянов.
Чем меньше доля хождения наличности, тем прозрачнее для государства выглядят все финансовые схемы участников рынка. Если этого вовремя не сделать, в будущем могут возникнуть проблемы с выполнением государственных социальных программ, в том числе в сфере образования, науки, здравоохранения.
Как прокомментировал ситуацию для «НИ» начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», кандидат экономических наук Олег Абелев, следует разделять понятие теневого импорта и серой экономики.
«Серый импорт — это только часть теневой экономики. В отличие от черного импорта, серый предполагает ввоз в страну закупленных благ, но не санкционированным способом. С учетом текущей ситуации — это одна из альтернатив насыщения рынка», — пояснил эксперт.
Он добавил, что в идеале следует максимально наращивать доходы бюджета, декларировать все ввозимые блага в страну.
«Но для этого нужно, чтобы одновременно решались две задачи — повышалась добросовестность плательщика, который выплачивает все таможенные пошлины при ввозе, а также его экономическая мотивация. Если львиную долю своего дохода логистический оператор, ритейлер будет вынужден отдавать в бюджет, он сделает выбор в пользу серого импорта», — полагает экономист.
По его словам, такая ситуация сейчас наблюдается, однако далеко не во всех отраслях.
«Как пример, правительство сейчас предпринимает все меры, чтобы стимулировать развитие отечественного автопрома и при этом вводит очень высокий утильсбор для импортных автомобилей. В результате растут цены на официальный импорт. Это яркий пример дисбаланса», — считает эксперт Абелев.
Олег Абелев также убежден, что теневой рынок с течением времени должен сокращаться благодаря росту проникновения электронных платежей в экономических расчетах.
«Проект цифрового рубля, который активно тестируется, также должен существенно улучшить целевые расходы внебюджетных средств. ЦБ говорит, что снизить долю серого импорта можно, в том числе за счет роста цифровизации, которая в целом ведет к снижению теневого сектора экономики. Но все же полностью устранить серый импорт вряд ли получится», — полагает эксперт.
По мнению экономиста Никиты Кричевского, поощрение «тени» в любой момент может быть свернуто.
«Но не сейчас, когда серый сектор помогает экономике удержаться на плаву за счет поставок товаров, временных схем внешних и внутренних расчетов, поддержания уровня жизни людей. Творческая мысль подсказывает, что в условиях санкций практические экономисты могли бы подумать, как еще задействовать серый сектор в благородном деле стабилизации экономики. И сделать вывод, что если и бороться с серостью, то только не сейчас», — отметил Кричевский.