Posted 11 декабря 2023,, 06:51

Published 11 декабря 2023,, 06:51

Modified 11 декабря 2023,, 07:27

Updated 11 декабря 2023,, 07:27

Сверчков на завтрак, тараканов на обед: развенчиваем мифы о еде из насекомых

11 декабря 2023, 06:51
Фото: 1MI
В Азии норма, в Европе разрешено, но пока странно, в России брезгливая диковинка — так выглядит рынок еды из насекомых. В России ее уже выпускает несколько компаний, но сами россияне неохотно пробуют эти новинки. Отвечаем на самые распространенные вопросы о «еде», которая вчера еще летала и ползала.
Питание

Зачем добавляют насекомых в еду?

Насекомые — это чистый белок. Съесть сверчка или личинку по пищевой ценности для организма то же самое, что употребить яйцо, мясо или рыбу.

В мире появляется все больше компаний, которые производят еду из насекомых. Производители полагают, что за этой едой будущее. Она поможет человечеству справиться с голодом в условиях перенаселения. Производить еду из насекомых, клеточное мясо и другие альтернативные виды продуктов питания станет дешевле и экономически выгоднее. Кроме того, это еще и экологичнее, заверяют производители.

Так, например, фермы по выращиванию коров, свиней или птицы занимают большие площади, потребляют много воды. Кроме того, животноводство «посылает» парниковые газы в атмосферу. Замена привычного мяса на порошок из насекомых решит эти проблемы.

Каких насекомых употребляют в пищу?

Белки, полученные из насекомых, называются энтомопротеины. В пищу люди употребляют не всех насекомых. Самые распространенные — это муха черная львинка, домашний сверчок и большой мучной хрущак.

Сколько белка содержится в сверчке?

В 100 граммах энтомопротеинов содержится около 61-68% белка. Это в два раза больше, чем в говядине (33-36%) и почти в три раза больше, чем в мясе птицы (23-26%).

«Если говорить о питательной ценности сверчков, то этот продукт можно отнести к достаточно диетическим. Их калорийность на 100 грамм может колебаться от 120 до 200 ккал», — рассказал «Новым известиям» врач-терапевт медтехкомпании «Доктор Рядом» Евгений Гвоздик.

Какой вкус у сверчков?

По вкусу сверчки напоминают орехи или семечки подсолнечника. Их можно обжарить с чесноком и маслом и есть на завтрак вместо куриного яйца. Целые сверчки подойдут и для приготовления десертов, если их карамелизировать в сахаре. По вкусу все равно, что вы добавите в тесто орехи.

Повар оценил вкус еды из сверчков
Видео: РосЭнерджи

Чем опасны сверчки для человека?

Сверчки, как и другие насекомые, являются источниками споридиоза и переносчиками различного рода гельминтов.

«Но важно понимать — что готовый продукт проходит различного рода проверки, а так же как правило термическую обработку, снижающую риски заражения», — подчеркнул Евгений Гвоздик.

Врач добавил, что до настоящего времени не было масштабных научных исследований, которые бы подтвердили безопасность или вред употребления такой пищи.

Научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо считает, что оснований для того, чтобы включать еду из насекомых в рацион человека, нет.

«Все же в нашей культуре не принято потреблять насекомых в пищу, а значит организм у людей не адаптирован. Поэтому такая пища может стать иммунологической нагрузкой для организма», — рассказала она «Новым известиям».

Какая польза от сверчков?

В 2018 году американские ученые из Висконсинского университета в Мадисоне провели исследование, чтобы выяснить, как употребление еды из насекомых влияет на пищеварение. Они пригласили 20 добровольцев в возрасте от 20 до 48 лет, и в течение двух недель ежедневно давали участникам эксперимента по 25 грамм сушеных сверчков.

После этого исследователи сделали перерыв на две недели, а затем снова кормили добровольцев сверчками на протяжении еще 14 дней. Исследование показало, что добавление сверчков в рацион этих людей увеличило в их кишечнике количество пробиотиков, улучшающих пищеварение и снижающих хроническое воспаление. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature.

Исследования по безопасности употребления в пищу черной львинки, сверчка и большого мучного хрущака в этом году проводили также в ФГБУН «ФИЦ питания и биотех­нологии».

Ученые изучали, как добавление этих насекомых в рацион влияет на репродуктивную функцию крыс, а также исследовали токсичность и аллергенность этого продукта. Ученые полагают, что в перспективе белок из насекомых начнут использовать для обогащения пищевых продуктов. Но это перспектива не одного года. Должно пройти время прежде, чем надпись на упаковке «с добавлением белка домашнего сверчка» не перестанет отпугивать людей.

Сколько стоит килограмм сверчков в России?

Еда из насекомых — удовольствие не из дешевых. Например, свежий сверчок обойдется в восемь рублей за штуку. Мучные черви продаются по шесть рублей за единицу. Сушеная саранча стоит две тысячи рублей за 100 грамм, а сушеная личинка черной львинки — 3,3 тысячи.

Один килограмм муки из саранчи обойдется в 20 тысяч рублей. Мука из черной львинки подешевле — уже по 15 тысяч. Самая бюджетная — сверчковая мука. Цена на нее составляет 13 тысяч рублей за килограмм. Попробуй такую рассыпать.

Правда пока купить такие продукты можно только в нишевых интернет-магазинах. Такой еды нет ни на маркет-плейсах, ни в столичных магазинах здорового питания.

Однако, в России «сверчковый бум» хоть и не начался, но производители такой продукции уже есть. Лапшу, снэки и муку из сверчков презентовали в Ставрополе. Ставропольские производители отмечают, что по количеству белка сверчковая мука обходит обычную в 15 раз. Цены на лапшу из сверчков пока не озвучены, но этот продукт россияне уже назвали «дошираком» для экономных.