Мария Соколова
В законе о бюджете на 2023 год написано, что дефицит по итогам года должен составить 2925 млрд рублей — это примерно 2% ВВП. Но по итогам 11 месяцев 2023 года дефицит, по предварительной оценке Минфина, составляет всего лишь 878 млрд рублей. То есть 0,5% ВВП. Финансовая дыра оказывается в 2-3 раза меньше запланированной (смотря как декабрь завершится), да и вообще экономика должна вырасти не менее, чем на 3,5%.
Если бы кто-то озвучил подобный прогноз в начале года, то его в лучшем случае просто подняли бы на смех, а в худшем — отправили бы на принудительное лечение к якутскому шаману Александру Габышеву.
Вот какие прогнозы были в тренде в январе 2023 года.
Советник по макроэкономике в «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов прогнозировал снижение ВВП на 1,5-2%, ведущий эксперт по экономике Центра политических технологий Никита Масленников — снижение ВВП на 1,5-2,5%, профессор НИУ ВШЭ и инвестбанкир Евгений Коган — сжатие экономики на 3-5%. Аналитики банков (ПСБ, «Росбанк», «Совкомбанк», МКБ, «Зенит»), рейтинговых агентств («Эксперт РА», НРА, НКР) и инвесткомпаний («Финам», «БКС Мир инвестиций») ожидали снижение экономики на 0,7-3,4%, а в среднем выходило падение на 1,6%.
Да что там экономисты банкиров и инвесторов, даже Минэкономразвития ожидало сжатие ВВП на 0,8%. А вице-премьер Андрей Белоусов чуть ранее ожидал падение до -1%. Оптимистичнее всех, как ни странно, в январе был настроен Международный валютный фонд, который пересмотрел свой прогноз с минус 2,3% до плюс 0,3%.
Вот так больше всех верил в Россию проамерикански настроенный (у США в правлении фонда больше всего голосов — как они скажут, так и будет) МВФ. И он же оказался ближе всех к истине.
Эксперты объясняли такой позитивный взгляд политическим признанием неэффективности санкций и возможным преодолением ограничений на экспорт нефти, но никто всё равно не верил в успех.
Аналитики американского издания Financial Times признают: в 2023 году Россия ежемесячно экспортирует 80-100 млн баррелей нефти. Это больше, чем было до введения ограничений стран G7 на максимальную цену российской нефти в 60 долларов за баррель. К тому же ценовое ограничение не работает: Индия, например, покупает российскую нефть в среднем по 72 доллара за баррель. Помогает вывозить российскую нефть даже Греция, которая входит в состав ЕС. Её танкеры чаще других перегружают нефть в нейтральных водах.
Вот и Bloomberg сообщает, что чистые доходы России от экспорта нефти в октябре составили 11,3 млрд долларов — это максимальное значение с мая 2022 года. Но вот парадокс: успешный экспорт не означает, что совокупные нефтегазовые доходы федерального бюджета бьют рекорды.
В оперативном докладе об исполнении федерального бюджета за январь–сентябрь 2023 года от Счётной палаты говорится, что доля нефтегазовых доходов сократилась до 28,3% от всех поступлений — это минимум за 16 лет! Получается, что мы ещё и с нефтяной иглы успешно слезаем.
В целом за 11 месяцев 2023 года нефтегазовые доходы сократились на 22,8% до 8,226 трлн рублей. Аудиторы объясняют это в первую очередь проведением налогового манёвра — постепенной заменой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на добавленную стоимость (НДД). Экспортируем нефти больше, а федеральный бюджет получает меньше.
Доходы федерального бюджета за 11 месяцев 2023 года выросли на 4,8% до 25,963 трлн рублей в основном за счёт прочих налоговых поступлений, которые формально не считаются нефтегазовыми. Так на 22,8% до 10,234 трлн рублей выросли сборы НДС. Этот налог (чаще всего — 20% от стоимости товаров и услуг) оплачивают люди, когда совершают покупки. Чем товары дороже — тем больше сбор НДС.
Недавно «НИ» выяснили, что природа невероятного роста экономики — подорожание товаров из-за девальвации рубля и санкционных ограничений. Получается, что и у спасения бюджета те же корни: люди вынуждены тратить больше денег на дорогие покупки, а значит — платить большие налоги.