Слишком много времени, проведенное у экрана, подвергает детей риску возникновения проблем с психическим здоровьем. При этом степень воздействия варьируется в зависимости от типа программы. К такому выводу, как пишет The Sun, пришли китайские ученые.
Согласно данным исследования, увлечение просмотром телевизора, «залипание» в видеоиграх или социальных сетях увеличивает вероятность возникновения проблем у детей в возрасте от трех до шести лет. Вместе с тем, те дети, которые смотрели образовательные программы, не имели столь серьезных проблем.
Доктор Фань Цзян из Шанхайского университета Цзяо Тун предупредила, что взрослым следует внимательно отслеживать количество времени и выбор контента для детей.
«Следует выбирать образовательные программы и избегать программ, не ориентированных на детей», — добавила она.
Так, по данным британской Национальной службы здравоохранения, в 2022 году примерно 18% детей в возрасте от 7 до 16 лет страдали «вероятным психическим расстройством». Ранние исследования показывали, что чрезмерное количество времени, проведенное перед экраном, способно увеличить риск возникновения тревожности, гиперактивности, невнимательности, а также проблем с поведением. Кроме того, это было чревато снижением самооценки у детей младшего возраста.
В последнем исследовании, опубликованном в журнале JAMA Pediatrics, эксперты изучали, как экранное время в целом и конкретные виды программ влияют на психическое здоровье детей. В рамках исследования были проанализированы данные почти 16 тыс. детей 3, 5 и 6 лет. По мере взросления дети все реже смотрели образовательные программы. В среднем 45% трехлетних детей проводили за просмотром передач более часа в день, среди шестилетних детей этот показатель составил 26,8%.
За тот же период времени количество просмотров развлекательных программ более одного часа в день снизилось с 44,4% до 32,1%.
Время, проведенное в социальных сетях более часа, выросло в разы: с 1,5% до 27,1%.
Как утверждают эксперты, общее количество экранного времени было связано с повышенным риском возникновения проблем с психическим здоровьем. При этом образовательные программы снижали риск по сравнению с программами, не ориентированными на детей.
По словам Цзян, эта проблема наблюдается во всем мире. Она добавила, что, независимо от контента, между общим количеством экранного времени и риском возникновения проблем с психическим здоровьем наблюдается «устойчивая связь». Цзян пояснила, что это может быть связано с нарушениями в обработке когнитивных данных, способности к регуляции эмоций.
Американская академия педиатрии несколько лет назад представила рекомендации для родителей. По словам экспертов, мобильные устройства могут быть полезны только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями.