Posted 15 ноября 2019, 13:01
Published 15 ноября 2019, 13:01
Modified 7 марта, 15:27
Updated 7 марта, 15:27
Смартфоны, планшеты и тому подобная техника – часть повседневной жизни. Но знакомство с ними детей необходимо отложить на как можно более долгий срок – для их развития и психосоциального благополучия гаджеты очень опасны.
Ирина Зиганшина
Новое исследование ученых из Сингапурского университета, а также врачей Женской и детской больницы КК опубликовано в «Журнале развития и поведенческой педиатрии» (Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics).
Выводы авторов таковы: обращение к экранным устройствам (смартфонам, планшетам, игровым приставкам, телевизорам и т.д.) в возрасте до 18 месяцев и наличие нескольких таких устройств в спальне связаны с развитием нарушений сна и эмоционально-поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста с нарушениями нервно-психического развития. Медики особо замечают, что, хотя исследование проводилось на детях с нарушениями развития, однако его результаты применимы и к детям, развивающимся без отклонений.
В исследовании, данные для которого собирались с 2015 по 2017 год, приняли участие 367 сингапурцев в возрасте от двух до пяти лет с такими нарушениями развития, как аутизм, задержка развития речи, общая задержка развития и нарушение способности к обучению.
Медики проанализировали информацию об использовании детьми цифровых устройств и качестве их сна, которую предоставили опекуны, а также данные об эмоциональных и поведенческих трудностях детей. Вот их выводы:
* более половины детей (52%) начали использовать цифровые устройства в возрасте 18 месяцев или ранее;
* более половины (57,7%) имели по крайней мере одно устройство в своих спальнях;
* большинство (93,9%) превышало лимит времени, который можно проводить перед дисплеем, – 1 час в сутки по рекомендации Американской академии педиатрии (AAP);
* у большинства детей (72,3%) были проблемы со сном;
* 59,9% детей сообщали родителям о клинически повышенных эмоциональных и поведенческих трудностях.
Ученые выяснили, что активное использование детьми цифровых устройств было связано с тем, что их родители также не ограничивали себя во времени, проведенном перед дисплеями.
Есть ситуации, в которых планшеты и смартфоны могут быть действительно полезны - например, когда они используются как инструмент вовлечения и успокоения во время визита к врачу или в самолете. Однако если успокаивать ребенка таким образом постоянно, это может со временем вытеснить развитие внутренних механизмов саморегуляции, закрепить эмоциональные трудности и усилить зависимость от экрана.
Предыдущие исследования уже продемонстрировали связь между ранним и активным использованием цифровых устройств и более низким уровнем языкового и когнитивного развития у типично развивающихся детей во всем мире.
Авторы исследования рекомендуют родителям и воспитателям не давать детям цифровые устройства до достижения возраста 18 месяцев, использовать устройства лишь для интерактивного обучения и игр и внимательно наблюдать за тем, не вызывают ли они у ребенка проблем со сном и развитием.