Posted 5 декабря 2023, 01:24

Published 5 декабря 2023, 01:24

Modified 5 декабря 2023, 01:26

Updated 5 декабря 2023, 01:26

Китайские ученые узнали, как проведенное у гаджетов время портит детскую психику

Китайские ученые выяснили, как проведенное у гаджетов время портит детскую психику

5 декабря 2023, 01:24
Фото: Midjourney.

Китайские ученые узнали, как проведенное у гаджетов время портит детскую психику

Эксперты посоветовали выбирать образовательные программы и избегать программ, не ориентированных на детей.

Слишком много времени, проведенное у экрана, подвергает детей риску возникновения проблем с психическим здоровьем. При этом степень воздействия варьируется в зависимости от типа программы. К такому выводу, как пишет The Sun, пришли китайские ученые.

Согласно данным исследования, увлечение просмотром телевизора, «залипание» в видеоиграх или социальных сетях увеличивает вероятность возникновения проблем у детей в возрасте от трех до шести лет. Вместе с тем, те дети, которые смотрели образовательные программы, не имели столь серьезных проблем.

Доктор Фань Цзян из Шанхайского университета Цзяо Тун предупредила, что взрослым следует внимательно отслеживать количество времени и выбор контента для детей.

«Следует выбирать образовательные программы и избегать программ, не ориентированных на детей», — добавила она.

Так, по данным британской Национальной службы здравоохранения, в 2022 году примерно 18% детей в возрасте от 7 до 16 лет страдали «вероятным психическим расстройством». Ранние исследования показывали, что чрезмерное количество времени, проведенное перед экраном, способно увеличить риск возникновения тревожности, гиперактивности, невнимательности, а также проблем с поведением. Кроме того, это было чревато снижением самооценки у детей младшего возраста.

В последнем исследовании, опубликованном в журнале JAMA Pediatrics, эксперты изучали, как экранное время в целом и конкретные виды программ влияют на психическое здоровье детей. В рамках исследования были проанализированы данные почти 16 тыс. детей 3, 5 и 6 лет. По мере взросления дети все реже смотрели образовательные программы. В среднем 45% трехлетних детей проводили за просмотром передач более часа в день, среди шестилетних детей этот показатель составил 26,8%.

За тот же период времени количество просмотров развлекательных программ более одного часа в день снизилось с 44,4% до 32,1%.

Время, проведенное в социальных сетях более часа, выросло в разы: с 1,5% до 27,1%.

Как утверждают эксперты, общее количество экранного времени было связано с повышенным риском возникновения проблем с психическим здоровьем. При этом образовательные программы снижали риск по сравнению с программами, не ориентированными на детей.

По словам Цзян, эта проблема наблюдается во всем мире. Она добавила, что, независимо от контента, между общим количеством экранного времени и риском возникновения проблем с психическим здоровьем наблюдается «устойчивая связь». Цзян пояснила, что это может быть связано с нарушениями в обработке когнитивных данных, способности к регуляции эмоций.

Как знакомить ребенка с гаджетом: рекомендации экспертов

Американская академия педиатрии несколько лет назад представила рекомендации для родителей. По словам экспертов, мобильные устройства могут быть полезны только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями.

  • Так, родителям не советуют давать мобильные устройства детям до двух лет, а также позволять ребенку проводить больше двух часов в день перед экраном.
  • Также взрослым рекомендуют установить единые правила. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые будете уважать и вы, и ребенок.
  • Начните с себя. Помните, что дети копируют ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами.
  • Делайте открытия вместе. Будьте посредником в отношениях ребенка с цифровым миром. Позвольте ему исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.
  • Концентрируйтесь на содержании, а не на времени. Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания или общения.
  • Выбирайте игры, связанные с общением. Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором от ребенка требуется минимум вовлеченности в происходящее. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры.
  • Используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для ребенка-подростка, который только учится выстраивать собственную идентичность и ищет одобрения других. Важно в этот момент быть рядом — так он сможет лучше понять принципы сетевой жизни и избежит ошибок.
  • Создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным».
Подпишитесь