В октябре 2023 года экономика нашей страны по оценке Минэкономразвития выросла на 5% по отношению к октябрю 2022 года, за 10 месяцев рост составил 3,2%. Промышленное производство растёт на 5,3% и 3,5% соответственно.
Экономика США в III квартале выросла на 5,2% (Россия за этот же период показала прибавку на 5,5%), Великобритания показала рост на 0,6%, Германия и вовсе просела на 0,1% в этот период. И даже Китай прибавил лишь 4,9%. Россия под гнётом санкций и с обременением в виде СВО внезапно оказалась в числе самых успешных экономик мира в 2023 году. Но как?
Некоторые позиции и вовсе показывают сумасшедший рост. Так, по данным Росстата, в октябре производство мебели выросло на 145,7%, автотранспортных средств и прицепов — на 141%, металлических изделий — на 134,5%, компьютеров, электронных и оптических изделий — на 131,4%, прочих транспортных средств — на 127,7%, электрооборудования — на 125,4%.
Не ожидали такого? Вы и ваши родственники не заметили у себя на работе невероятный рост производства и заполонение магазинов отечественными товарами? Спешим успокоить: вы не ослепли и не сошли с ума. Просто есть некоторые хитрости, которые позволяют тем, кто создает отчеты, выдавать желаемое за действительное. Показываем, как ситуация обстоит на самом деле на примере вещей, с которыми мы контактируем каждый день.
ВВП, промышленное производство — это термины, которыми привыкли оперировать экономисты. Есть масса случаев, когда они неплохо подходят для узкоспециализированной аналитики, но у них есть большой минус — они основаны на стоимости производства товаров и услуг. Сегодня, например, вы испекли 2 буханки хлеба по 40 рублей, а завтра одну точно такую же, но уже за 100 рублей — и вот вам рост производства на четверть. Хотя на самом деле хлеба вышло в 2 раза меньше. Формально никакого обмана, зато какой разный результат.
Чтобы докопаться до истины, мы обратились к данным Росстата о производстве товаров в натуральном выражении — в штуках, тоннах, кубометрах и т. д. Самые свежие данные — за январь–октябрь 2023 года. Мы сравнили их с аналогичными периодами экстремального 2022 года и спокойного 2021 года, и получили интересные результаты.
Начнём с хороших новостей: производство верхней одежды в России растёт действительно очень быстро. Выпуск мужской верхней одежды вырос в 2,4 раза за 2 года, а женской — в 3,3 раза. Это даёт некоторую надежду на то, что у нас наконец-то появятся достойные отечественные бренды с отечественным производством, которым не стыдно будет занять своё место в торговых центрах. Но нынешние объёмы — это слёзы. За 10 месяцев 2023 года наша лёгкая промышленность осилила чуть более 600 тыс. единиц верхней одежды для мужчин и мальчиков и менее 464 тыс. единиц одежды для женщин и девочек. И это в стране с населением 146,5 млн человек.
Большие вопросы вызывает происхождение материалов, из которых шьют одежду: выпуск хлопчатобумажной пряжи стабильно сокращается. В 2023 году её выпустили на 9,3% меньше, чем в 2022 году и на 32% меньше, чем в 2021 году до санкций.
Эта сфера во многом держится на оборонке. Не секрет, что в России в принципе отсутствует производство современных чипов, которые используются в потребительской электронике. Зато за январь–октябрь 2023 года наши заводы выпустили почти 41 тыс. электронно-лучевых трубок и кинескопов. Помните, когда в последний раз видели такие древние кинескопы? Помимо спецтехники, их можно встретить разве что в старых бабушкиных телевизорах на дачах и в музеях.
Выпуск современных телевизоров при этом идёт на дно. В этом году их выпустили только 2,8 млн штук. Даже в прошлом году, когда иностранные компании покидали Россию, заводы выпустили 3,4 млн штук, а в позапрошлом году — почти 5 млн штук.
С компьютерами всё ещё печальнее. Несмотря на многочисленные новости о начале производства компьютеров в России, за 10 месяцев 2023 года Росстат зафиксировал выпуск только 203,5 тыс. ноутбуков и планшетов. Это в 2 раза больше, чем было выпущено в 2021 году, но меньше, чем произвели в 2022 году (249 тыс. штук). Импульс импортозамещения, который придали санкции, оказался очень коротким. В любом случае 200 тыс. ноутбуков и планшетов — это мелочь. В 2021 году россияне купили более 4 млн ноутбуков и боле 2,2 млн планшетов. Никакого реального роста выпуска компьютеров на треть нет и в помине.
Обойти стороной рекордсмена промышленного производства мы не могли — нам ведь обещают рост производства на 45,7%! Но не тут-то было. Если считать в штуках, то выпуск «мебели для сидения, преимущественно с деревянным каркасом» (именно такая формулировка зафиксирована в официальных отчетах Росстата) за год вырос лишь на 5%. Вся остальная надбавка — эффект новых более высоких цен.
Аналогичная ситуация и с электрооборудованием, в которое входит бытовая техника. Холодильников в России в этом году стали выпускать больше, чем в прошлом: прибавка 24% — до 2,46 млн штук! Вот она победа? Нет, это эффект низкой базы — в прошлом году выпуск холодильников упал ниже плинтуса — до 1,98 млн штук. До показателя 2021 года (3,43 млн штук) ещё расти и расти.
Со стиральными машинами вообще беда. За 2 года их выпуск упал с почти 4,5 млн штук до 2,1 млн штук. Вряд ли домохозяйки перейдут на ручную стирку и вспомнят про стиральные доски, но переплатить за импорт из Китая придётся.
К сельхозтехнике большинство людей прямого отношения не имеют, но без продуктов, которые выпускают с её помощью, не обойтись. И тут ситуация в импортозамещении неоднозначная. Если взять технику попроще — тракторы, то рост производства налицо. Точнее, есть прошлогодний скачок на 35% и удержание позиций. А с техникой посложнее и подороже, например, с комбайнами, всё не так хорошо. В прошлом году их производство сжалось с 5580 штук до 3709, а в этом году восстановилось лишь частично — 4749 экземпляров.
Надеемся, что старая техника в 2024 году ещё сможет проявить себя с лучшей стороны и позволит собрать хороший урожай, не допустив дефицита продуктов и роста цен.
Получается, что Россия была обречена на успех: девальвация рубля автоматически сделала товары дороже и привела к росту показателей предприятий. Ранее «НИ» писали, что ЦБ отказывается проводить валютные интервенции и сдерживать курс рубля, потому что это выгодно для бюджета, расходы которого стремительно растут. Но теперь стало ясно, что такая политика выгодна властям для создания красивой картинки. Пускай за доллар сейчас дают более 90 рублей, а товары становятся недоступными из-за дороговизны, зато мы живём в очень успешной стране, экономика которой растёт семимильными шагами. Этот аргумент можно применять и внутри государства, и за его пределами, показывая, что никакие санкции нам не страшны.