«Яндекс» со своим сервисом заказа такси сейчас старательно борется за звание самого активного агрегатора. Совместно с таксопарками сервис планирует в декабре привлечь на работу 30 тыс. человек в Москве и Московской области, чтобы ликвидировать дефицит водителей. Ради этого «Яндекс» обещает им повысить субсидии за выполнение определённого числа заказов в часы пик.
Только вот нехватка водителей возникла не на ровном месте: в подмосковном Дмитрове таксисты устроили забастовку и записали обращение к «Ядексу»: их не устраивает, что пассажиры платят много, а водители получают мало. Из-за таких перекосов и других неудобств вроде ожидания пассажира в пределах 3 минут даже в тарифе «Детский» (заказанную машину с детским креслом ждать надо 15–20 минут — на улице стоять все это время холодно, а собрать ребенка за 3 минуты невозможно) люди отказываются от услуг «Яндекс Такси», а водители теряют клиентов. «Яндекс», кстати, с каждого заказа берёт 18–24% от его стоимости. В целом у «Яндекса» приток новых водителей в III квартале 2023 года сократился на 15% в годовом выражении.
Такси действительно стремительно теряет доступность для простых смертных. Особенно зимой. В прошедший снегопад цены на такси в Москве опять оторвались от реальности и улетели в космос даже при пустых дорогах. У одних пользователей поездка, которая занимает 9 минут, выходит более чем в 1000 рублей, а у других 8-минутная поездка оценивается почти в 2 тысячи рублей. А путь до аэропорта «Домодедово» обходился почти в 6 тысяч рублей.
При этом с формальной точки зрения к тарифам «Яндекса» не подкопаться — отмечает юрист Евгений Ландо.
— Каждый пользователь, который регистрируется в электронной системе, соглашается и с политикой предоставления услуг компанией-перевозчиком. И в большинстве своем они имеют возможность изменять цены на проезд в зависимости от собственной загруженности и других факторов, влияющих на расходы на поездки, например, высокий трафик и повышенный расход топлива.
Удивляются ценам на поездки не только столичные пассажиры. Жители Екатеринбурга были поражены тем, что в «Яндекс Такси» пропали точные цены на поездку. Агрегатор стал указывать только примерную цену. Садитесь в машину, начинаете ехать, а там уж как повезёт. Роспотребнадзор считает такую практику сомнительной, но в «Яндексе» отмечают, что стоимость поездки вполне законно может варьироваться в зависимости от затраченного времени.
И без этого в октябре в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Омске цены на такси выросли в 2 раза, в Мурманске — на 70%, в Перми на 50-70%, в Самарской области — на 40-50% и в Калининградской — на 40%. Не удивительно, что в Россию вновь возвращаются бомбилы, которые могут и обмануть.
Приём на работу 30 тыс. водителей в столичном регионе отчасти может решить проблему высоких цен. Но такой приступ альтруизма у «Яндекса» случился не просто так. Прямо накануне этой инициативы ФАС признала сервис «Яндекс Такси» доминирующим на рынке России. А это уже повод для проведения анализа экономической деятельности агрегатора и причин повышения тарифов.
Отношения с ФАС у «Яндекса» непростые — отмечает администратор канала «БюроИКС. Городской транспорт» Роберт Ян.
— «Яндекс» решил купить группу «Везет», ФАС наложила запрет на эту сделку, потому что в этом случае «Яндекс» получил бы монополию в очень многих субъектах. «Яндекс» очень витиевато обошел это ограничение, заключив сделку о покупке якобы грузового сегмента «Везет», но фактически купил всю компанию, то есть нарушил предписание ФАС.
Возможно, что на некоторое время ситуация с такси в московском регионе стабилизируется. Но что будет дальше? В «Яндексе» говорят, что повышать тарифы до конца 2023 года не планируется. Только до конца года осталось-то всего лишь чуть больше месяца. В 2024 году пассажиров могут ожидать новые ценовые сюрпризы. Соскучились по толкучке в автобусах?