Posted 22 ноября 2023, 06:25
Published 22 ноября 2023, 06:25
Modified 24 ноября 2023, 12:48
Updated 24 ноября 2023, 12:48
Анна Скудаева
Еще около 10 лет назад пассажир, стоящий на улице с поднятой рукой в надежде поймать такси, был обычным явлением.
Для путешественников встреча со случайным водителем нередко оказывалась лотереей с криминальными последствиями. В течение многих лет силовикам никак не удавалось привести в безопасное русло этот бизнес.
Спасением стало развитие современных цифровых сервисов, которые аккуратно зачистили улицы многих городов от полчищ нелегальных такси.
Однако в последнее время то тут, то там в новостном поле вновь начали мелькать сюжеты о возвращении «бомбил».
Одним из самых громких инцидентов ноября стало ЧП с гражданином из Непала, который стал жертвой алчного «бомбилы» в аэропорту «Домодедово».
По данным телеграм-канала «База», дерзкий водитель нелегального такси выбрал своей жертвой Амира Тхапу, участника оргкомитета V международного форума БРИКС, прилетевшего в Москву из ОАЭ.
Не ожидавший неприятностей иностранец, получив багаж, попал в водоворот «бомбил», дежурящих у аэропорта. Один водитель пообещал докинуть путешественника до Красной площади всего за 2 тысячи рублей.
Однако когда иностранец сел в авто и отъехал от здания аэропорта, водитель резко изменил цену поездки, увеличив ее в 20 раз. Набрав на телефоне сумму 39 200 рублей, таксист начал угрожать не знающему окрестностей иностранцу, что выкинет его из машины прямо посреди дороги.
Чтобы хоть как-то урегулировать конфликт, путешественник предложил зарвавшемуся перевозчику 200 долларов. Поторговавшись, водитель согласился на эту сумму, но при этом довез пассажира до Манежной площади и скрылся. А обманутый иностранец прямиком направился в отделение полиции — писать заявление о мошенничестве.
По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, сегодня на территории столицы запрещено оказывать услуги коммерческой перевозки людей и багажа без специального разрешения. За работу таксистами без специальных разрешений статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены штрафы для граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей. Суммы взысканий для должностных лиц составляют от 4 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.
«Если разрешение выдано, но его нет в автомобиле, водителя могут оштрафовать на 5 000 рублей. Поэтому разрешение нужно постоянно держать при себе во время поездок, чтобы предъявить по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника ГИБДД. Разрешение необходимо распечатать и разместить в салоне такси на передней панели справа от водителя», — пояснили в дептрансе.
Чтобы работать таксистом, водителю необходимо оформить статус самозанятого, ИП или открыть юрлицо. Разрешения на работу таксистам выдают бесплатно, однако только на те машины, которые соответствуют установленным властями требованиям.
«Правильный» автомобиль такси в столице должен иметь желтый кузов, оранжевый фонарь на крыше, а на боковых панелях — «шашечку» из контрастных квадратов. Наличие таксометра обязательно лишь в тех случаях, если это предусматривает договор перевозки.
По данным чиновников, отличить лицензированный автомобиль такси от нелицензированного очень легко — по наличию специального разрешения. Оно должно находиться на видном месте — в салоне такси, на передней панели справа от водителя. Помимо информации о госномере авто, наименования перевозчика, номера записи в региональном реестре такси и данных о сроке действия разрешения в документе должны быть указаны имя и фамилия водителя, сведения о тарифах и порядке оплаты, а также номер телефона перевозчика для приема жалоб и предложений и контактный телефон контролирующего органа.
Чтобы устроиться работать таксистом, водителю помимо документов на авто потребуется справка об отсутствии судимости. Таковы требования нового закона о такси, вступившие в силу с сентября текущего года.
Введение нового закона о такси спровоцировало резкий рост цен у легальных перевозчиков. Вместе с тем, в городах все чаще появляются сообщения о работе подпольщиков, игнорирующих требования норм и не пугающихся введенных штрафов. При удачном стечении обстоятельств, «отбить» двухтысячное взыскание юркий «бомбила» легко может буквально за одну поездку.
Предприниматель Артур Михалев в беседе с «НИ» рассказал, что ему по работе приходится много перемещаться по стране, и за годы путешествий у него накопилась целая коллекция мошеннических трюков «таксистов», при помощи которых они пытаются выбить дополнительные деньги из доверчивых пассажиров.
«В маленьких городах, где все друг друга знают, такого безобразия, как правило, нет. Но в мегаполисах — совсем другая история. „Бомбилы“, как многие мошенники, — хорошие психологи. Они, как правило, издалека выбирают себе потенциальную „жертву“. Если они видят, что человек устал, приехал издалека, не ориентируется в городе, то понимают, что такой клиент, скорее всего, станет „легкой добычей“, и попытаются его завлечь в свою машину», — рассказал бизнесмен.
К сожалению, многие граждане, ставшие жертвами обмана, не обращаются в полицию.
«Как-то я возвращался из командировки, торопился, взял такси. Водитель сказал, что поездка будет стоить 350 рублей. А когда приехали на место, потребовал не 350, а 3150. На слух цифра звучит одинаково, а на деле разница — в 10 раз. Отвертеться не получилось: у метро водителя ждала банда подельников. Они четко дали понять, что обращаться в полицию бессмысленно: у них „все схвачено, за все заплачено“. Пришлось отдать все, что было в карманах. Ситуация настолько мерзкая, что до сих пор вспоминать неприятно. И таком уловок, видимо, очень много», — рассказал «НИ» один из пострадавших.
Некоторым путешественникам удается вырваться из рук обманщиков буквально в последний момент, однако потом они долго и болезненно переживают случившееся.
«Однажды в Шереметьево, возвращаясь из отпуска с ребенком, мы столкнулись с водителем-обманщиком. Выходя из аэропорта, увидели такси. Водитель убедил нас, что у него последний рейс, и он, чтобы не ехать „порожняком“, готов подбросить нас до метро по цене билета маршрутки — всего за 60 рублей. Мы обрадовались, сели в салон, написали смс друзьям, что скоро у них будем. Едва выехали за пределы аэропорта — обеспокоенные друзья нам перезвонили и потребовали срочно остановить машину и „бежать“ из салона от такого водителя. Оказалось, что у таксистов такая уловка: просить 60 рублей не за всю поездку, а за километр пути. Мы тогда очень перепугались. Были рады, что ноги унесли, иначе бы точно разорились. Пытались призвать таксиста к совести, но он над нами только посмеялся, да еще „лохами“ обозвал. Конечно, было очень неприятно», — поделилась историей жительница Костромы Наталья Г.
Между тем, эксперты советуют не оставлять такие случаи безнаказанными. Иначе остановить волну автомобильных мошенничеств будет очень сложно.
Дмитрий Волнухин, руководитель Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Юрсервис», дал читателям «НИ» советы, как обезопасить себя при передвижении на наемных авто.
«Цивилизация формирует у людей привычку доверять окружающим. Но в ситуации с „бомбилами“ необходимо понимать, что при изменении заранее оговоренной цены поездки речь идет о заключении сделки под влиянием обмана. В силу статьи 179 Гражданского кодекса РФ, такая сделка признается недействительной, и виновная сторона обязана возместить пострадавшему все причиненные убытки. Если же пассажир такси при этом сталкивается с угрозами, то тут усматривается уже уголовный состав. Проблема в том, что в полицию заявляют немногие пострадавшие. Из-за этого случаи мошенничества со стороны недобросовестных водителей такси отличаются высокой латентностью, а безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность. Вот почему, если неприятность произошла, в полицию о ней заявлять необходимо. А чтобы не стать жертвой обмана, лучше не пользоваться услугами „бомбил“, а отдавать предпочтение официальным перевозчикам, деятельность которых контролируется», — пояснил юрист Дмитрий Волнухин.
Несомненно, советы юристов звучат академично и правильно. Однако правоприменительная практика, увы, не всегда складывается в пользу пострадавших.