Речь идет об отправке в Таджикистан не только учителей русского, но также специалистов по физике, биологии химии.
«Принято решение очень важное — о поставке учебников по русскому языку в Таджикистан», — сказал министр просвещения Сергей Кравцов в ходе передачи «Москва. Кремль. Путин». Он также уточнил, что появилась договоренность о подготовке учителей для Таджикистана на базе российских центров и университетов. Кравцов отметил, что сейчас в республике открыто пять российских школ, конкурс в которые составляет десять человек на место.
Откуда взять таких специалистов и вообще, новых учителей для отправки в соседнюю республику, министр не уточнил. Вместе с тем, общеизвестны печальные цифры: сегодня в российском образовании по самым скромным подсчетам не хватает 11 тыс. учителей. По крайней мере, такие данные озвучила вице-премьер Татьяна Голикова. В прошлом учебном году в российских школах по официальным данным не хватало 22 тысячи педагогов. Больше всего недостает учителей иностранных языков, русского языка и литературы, математики. Дело дошло до того, что в российских школах рассматривают возможность привлечения учителей из соседних азиатских республик для преподавания в российских школах. В каждом регионе России — свои проблемы, но вот, например, в школе № 22 Самары второй месяц нет преподавателя русского языка и литературы. Жалоба поступила и от родителей учеников самарской школы № 26. Там из-за ухода учителя дети год сидели без математики.
«Не хватает в первую очередь учителей русского и математики, — рассказывает учитель истории и обществознания из села Таремское Дмитрий Казаков. — Я сам одно время вел в дополнение к истории и обществознанию еще ОБЖ и информатику, потому что учителей по этим предметам просто не было. Очень часто учителя из начальной школы ведут русский и математику в средней школе, хотя требования там совсем другие. Многие учителя работают на 2 ставки, то есть нагрузка в неделю — 36 часов вместо 18. Учителя шутят: на 1 ставку есть нечего, а на 2 ставки есть просто некогда».
Низкая зарплата — главное, что заставляет учителей брать увеличенное количество часов, повышая нагрузки. Выяснилось, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ — это суммы от 3 420 до 9 580 рублей. В 39% регионов оклады составляют 50–75 процентов от минимума — от 9 668 рублей в Курской области до 14 091 рубля в Томской. В 9% регионов оклады от 14 449 рублей до 16 157 рублей, как, например, в не бедной Республике Татарстан.
А ведь подготовка специалистов для работы в республике с другим языком потребует подготовки дополнительных кадров…
«Речь идет о том, чтобы преподавать на должном уровне русский язык и приучать к российской культуре. Это будет полезно для будущих мигрантов, полезно вообще для распространения российского влияния в мире. Суммы расходов на подготовку таких специалистов пока не озвучивают, но такие расходы естественно потребуются. Понадобится и людской, и материальный ресурс», — считает доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
В социальных сетях эта новость была встречена неоднозначно.
Венера Асанова: «Таджикские дети хотят учиться, а наши дети обнаглели, и родители во всем потакают своим детям. Знакомая уехала на год работать в Таджикистан, как раз по этому направлению, боялась, но поехала, она уже 5 лет работает там, родители приводят детей и говорят: сделайте из моего ребенка человека, в классе тишина, дети учителю в рот заглядывают. Другой пример в московских школах, там учителей оскорбляют, унижают, делайте вывод сами, где учителю спокойно работать?»
редкий51: «Уверен, в самом министерстве образования сотрудники из чувства патриотизма и понимания момента уже записываются добровольно ехать в Таджикистан сеять разумное, доброе, вечное».
Влад Высоцкий: «В России нет проблем, всё замечательно?»
Среди учителей это нововведение тоже не встретило однозначную оценку. Прежде всего стоит вопрос о владении языком и об оплате труда в этом новом направлении.
«Потребуются дополнительные бюджетные траты, и они будут немалыми. Так, в Минпросвещения должны знать, что учебников не хватает почти во всех российских школах. Как преподаватель истории могу сказать, что новый учебник Мединского — в дефиците. К тому же сейчас остро стоит вопрос об учителях во вновь присоединенных российских территориях, там учителей критически не хватает. Нехватка учителей на Севере и в Сибири. К тому же для этого нового направления потребуется специальная языковая подготовка. Поехать в Таджикистан российские педагоги смогут, если это будет финансово привлекательно. Например, стоило бы таким учителям выделять „подъемные“ деньги по принципу программы „Земский учитель“, обеспечивать жильем», — считает учитель истории и обществознания их Хабаровска Вячеслав Пильников.
«Любой межгосударственный обмен на постсоветском пространстве для России крайне выгоден. Неплохо было бы и в наших школах преподавать культуру среднеазиатских республик. Все это уберет стереотипы. Но есть сомнение, что Министерство просвещения и сам министр смогут обеспечить нормальное выполнение такой программы. Ведь чтобы привлечь человека преподавать в Таджикистане, нудны бюджетные деньги. А у нас и на российские-то школы денег не хватает, учителя берут по 30-40 часов вместо 18-и, чтобы хоть как-то прожить. Вторая проблема — языковая. Выучить таджикский язык непросто, он достаточно сложный. Вопрос подготовки и материального обеспечения таких специалистов решит всё», — считает преподаватель истории из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
85 лет назад в СССР было принято постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». В соответствии с ним русский язык был введен как обязательный предмет для изучения во всех советских школах.
Сегодня на постсоветском пространстве русский язык преподают далеко не везде. В Абхазии, Казахстане, Кыргызстане и самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республике он считается официальным. В Таджикистане — отдельно упомянут в Конституции, но без юридического закрепления. В Молдавии, Украине — на практике превращается в язык нацменьшинства, в системе образования — в иностранный. Никак не упоминается в Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане, Грузии, Армении и странах Балтии.
Последние данные о русском языке в сфере образования представлены в исследовании «Индекс русского языка в мире», подготовленном Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина. По данным экспертов, за последние 30 лет общее число школьников, обучающихся на русском языке в странах постсоветского пространства сократилось более, чем вдвое — с 9,2 млн до 4,1 млн человек. Доля изучающих русский в школах сократилась во всех странах, кроме Белоруссии. В этих условиях еще одна постсоветская республика, которая начнет говорить по -русски — большой плюс.