Ситуацию не спасают даже высокие столичные зарплаты. В Москве, по подсчетам городских властей, на сегодня открыто 450 тысяч не заполненных вакансий в разных отраслях экономики.
«За год вакансий в столице стало больше на 19%, — подтвердили „НИ“ в сервисе по подбору персонала Superjob. — В промышленности, строительстве, ритейле, транспортно-логистической отрасли количество резюме и вакансий примерно 1 к 1, что говорит о дефиците рабочей силы».
ТОП отраслей с наибольшим спросом на персонал в Москве выглядит так: 1) Ритейл: продавцы-консультанты, кассиры, администраторы магазинов; 2)Транспорт, логистика: водители грузового транспорта, складские рабочие, кладовщики; 3)Промышленность: квалифицированные рабочие, ИТР, мастера цехов; 4)Строительство, проектирование, недвижимость: квалифицированные рабочие, ИТР.
«Не хватает везде одних и тех же, и это не космические геологи. Это водители, медсестры, кассиры, продавцы, строители. Директоров найдем, а вот с курьерами проблемы. Ковид дал огромный толчок развитию сферы услуг, доставке и всему, что с этим связано. Там сейчас можно зарабатывать больше, чем на производстве, имея квалификацию ниже. Соответственно, на производство люди не идут, потому что курьеру платят больше, чем токарю», — пояснил «НИ» основатель портала по поиску работы SuperJob Алексей Захаров.
На сервисе по подбору работы HH.RU нам подтвердили эту проблему.
«В столице есть сферы, где острый дефицит кадров. По данным hh.ru, к ним относятся розничная торговля, автомобильный бизнес, рабочий персонал, транспорт, логистика, перевозки и сфера продаж, где на одну вакансию приходится менее 4 резюме. За исключением розничной торговли, в которой сейчас предлагают зарплату на уровне 54 тыс. руб., во всех перечисленных сферах зарплаты превышают до десятков тысяч медиану предлагаемой зарплаты в столице -73 тыс. руб. Тем не менее они испытывают проблемы с привлечением работников», — сообщила «НИ» Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru.
Если соискатели не соглашаются даже на немалую зарплату, дело, вероятно, в чем-то другом.
«Основная причина дефицита кадров — это демографическая яма: последние десять лет каждый год на рынок труда выходит примерно на 100 тыс. молодых людей меньше, чем было годом ранее. Потери от ковида − примерно минус миллион человек с рынка труда, спецоперация — это еще минус два миллиона человек с рынка труда. Это контрактники, мобилизованные и куда-то отъехавшие», − сказал Алексей Захаров. По словам президента и основателя SuperJob, сегодня востребованы массовые профессии, а не «директора» и руководители.
В июле 2023 года на нехватку работников пожаловались 42% промышленных предприятий. Об этом сообщалось в исследовании Института экономической политики им. Гайдара. Новые показатели дефицита кадров максимальные с 1996 года. В апреле 2023 года о нехватке персонала заявили 35% руководителей. Основная причина дефицита — на рынке труда нет работников с нужной квалификацией или специальностью. Вторая причина — работодатель предлагает не самые престижные вакансии с недостаточным уровнем зарплаты.
«Объем подготовки специалистов рабочих профессий за последние десять лет снизился в четыре раза», — сообщила профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса ВШЭ Елена Варшавская.
С нехваткой персонала в прошлом году столкнулось свыше 80 процентов работодателей. В этом году ситуация еще более острая. Например, в строительной отрасли сегодня не хватает от трех до пяти миллионов рабочих, при том, что общее число занятых в этом секторе достигло в прошлом году 11,1 миллиона человек.
«Хороших сварщиков не найти. Их в принципе мало, да и на HeadHunter и SuperJob они не сидят. Я два года потратил на поиски персонала: ездил по городу и расклеивал объявления на остановках, но эффективнее всего оказались личные знакомства. Хороших сварщиков не увольняют и не отпускают с производства. Если они захотят уйти — им повысят зарплату, дадут премию. Сделают все, чтобы удержать», — рассказывает Владимир Толстиков, руководитель отдела продаж Деденевского завода металлоизделий.
О дефиците кадров рабочих и инженерных специальностей сообщили и на «Заводе КДМ», выпускающем комбинированные дорожные машины и мусоровозы. Не хватает людей в мебельной отрасли. Схожие трудности и в крупных корпорациях. Как проинформировали в «Росатоме», до 2030-го там нужно дополнительно набрать 350 тысяч человек, то есть фактически удвоить численность. Где взять людей?
«Главная причина формировалась длительное время, на протяжении 50 лет. Это демографическая яма. И так сложилось, что на текущий момент у нас пришелся пик потребности в рабочей силе, которая постоянно росла все это время. При этом полным ходом идет и технологический прогресс, и автоматизация части процессов на производствах. Но спрос на рабочую силу постоянно растет. В России наложились также низкая рождаемость 90-х годов и все шоки, которые мы испытывали в последнее время, включая пандемию. В этих условиях ни одна экономика не обойдется без дополнительных сил, без мигрантов», — считает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.
С ней согласен и профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов:
«За последние 5 лет общее количество рабочей силы в России сократилось на 1 миллион 200 человек. На рынке труда сейчас немногочисленное поколение рожденных в 90-е. К тому же мы вынуждены сегодня развивать отрасли, которые раньше функционировали за счет импорта. Это авиационная промышленность, фармацевтика, обрабатывающая промышленность. Плюс релоканты и отток сил на спецоперацию. К тому же мы же долгое время не готовили людей по рабочим специальностям, и вот результат. Если мы не сможем заполнить отрасли промышленности трудовыми ресурсами, нас ждет падение ВВП. Прогнозы неутешительны. По данным Росстата, численность населения России может сократиться через 12 лет на 10 миллионов человек. В этих условиях без привлечения мигрантов не обойтись»
В различных регионах России труд мигрантов в последнее время начали ограничивать. Так, на Колыме мигрантам на год запретили управлять общественным транспортом. Ранее аналогичные запреты были введены в Челябинской, Тульской области и Красноярском крае. Кроме того, в Туле и Красноярске иностранным рабочим нельзя будет работать в организациях общественного питания и в торговле некоторыми видами товаров.
Тем временем, в Свердловской области возникли перебои с работой общественного транспорта, потому что там — острый дефицит водителей в условиях запрета на работу в общественном транспорте мигрантам.
Регионы продолжают тиражировать инициативы по запрету иностранцам работать в такси, что неизбежно приведет к росту тарифов. Вряд ли регионы и губернаторы, бросившись с головой в кампанию по борьбе с засильем мигрантов, просчитали все риски от таких запретов…
«Сфера услуг ни в одной развитой стране не может обойтись без мигрантов, поскольку именно она генерирует спрос на массовый персонал и является одной из основных сфер деятельности малого и среднего бизнеса — и в регионах, и в крупных городах. Нехватка людей тотальная — нельзя назвать ни один сегмент рынка или регион, в котором есть какой-либо избыток кадров, и на причины этой ситуации нужно смотреть в широком контексте», — считает Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru.
Однако в последнее время приток мигрантов в Россию сокращается. За первое полугодие 2023 года в Россию въехало на 50 тысяч меньше мигрантов по сравнению с январем-июнем 2022 года. Об этом сообщается со ссылкой на данные Росстата. Приток иностранных работников сократился на 15%, до 282 тысяч человек. При этом реже приезжать в Россию стали граждане почти всех государств СНГ.
«Сервисная экономика России без мигрантов не обойдется. Но помимо этого ведь не хватает кадров и в образовании, здравоохранении. Нет медсестер, санитарок, не хватает технического персонала в школах. При этом выходцы из южноазиатских республик начали выезжать в другие страны, в Восточную Европу и даже в США. Здесь, видимо, придется пересматривать нашу миграционную политику и, возможно, расширять географию мигрантов за счет Индии, например», — считает доктор экономических наук Александр Сафонов.
По данным Росстата, численность населения России на 1 января 2023 года составила 146 миллионов человек, снизившись более чем на 550 тысяч человек по сравнению с 1 января 2022 года. К 2040 году, по данным демографа Алексея Ракши, численность населения России составит чуть больше 130 миллионов. Как в этих условиях будет работать российская экономика, никто сегодня не рискует даже предположить.