Елена Петрова, Наталья Сейбиль
После новых санкций и обмена воинственными заявлениями пришло время разобраться, так ли уж несущественными станут новые ограничения для российского газового рынка. Поскольку тема трубопроводного газа закрыта, по крайней мере, на десятилетие, российский бизнес и правительство занимаются СПГ. На острие атаки — проект «Новатэк» «Арктик-2», попавший под санкции. Поскольку в России есть еще только два других завода по сжижению газа, какие мощности должны реализовать амбициозные планы правительства нарастить производство СПГ с нынешних 33 миллионов тонн до 100 миллионов через 7 лет. С «Арктик-2» непросто и с технологической, и с акционерной точки зрения.
На сегодняшний день в проекте «Арктик-2» участвует французский энергетический концерн «Тоталь Энерджи», японская «Митсуи» и китайские компании. После американских санкций, хоть и отложенного до конца 2024 года действия, самым большим вопросом остается, выйдет ли «Тоталь» из акционерного капитала. Участие французов — это не только инвестиции, с которыми вошел концерн несколько лет назад. Это еще и рынки сбыта. Дело в том, что и «Тоталь», и «Митсуи» планировали получать свою долю в предприятии продукцией. Теперь для них возникла угроза вторичных санкций, говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
— С точки зрения формальной, у каждой компании есть всего по 10% (в проекте), и это не несёт угрозы вторичных санкций США, но по акционерному договору… акционеры «Арктик СПГ 2» имеют пропорциональную долю в том СПГ, который будет производиться. Соответственно, они будут выступать экспортёрами этого СПГ. И вот здесь кроется самая неопределённость, участие в капитале не несёт угрозы вторичных санкций, а непосредственное распределение производимого газа на «Арктик СПГ 2» может повлечь санкции, если на это готовы США. Это тоже большой вопрос, поскольку речь идёт о ближайших союзниках в Европе и Японии.
Японцы уже заявили, что они хотели бы сохранить свою долю в «Арктик СПГ-2». Они же участвуют в проекте «Газпрома» на Сахалине и не ушли из России после 2022 года. Европейскому концерну также выгодно оставаться в проекте, но может помешать политика. Директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин говорит:
— С «Тоталем» — вопрос. Пока он входит в число акционеров. Насколько это коснётся их? Чисто теоретически — может коснуться. Но практически, я не думаю, что США рискнут на такие действия, особенно учитывая то, что проект был давно запланирован и акционерный капитал, иностранные участники вошли несколько лет назад. Поэтому сказать просто китайским компаниям — давайте вы всё потеряете, понятно, какой будет ответ. Я думаю, что эти санкции так растянуто и осторожно вводились, наверняка они нацелены попытаться усложнить реализацию … хотя, делались заявления, что США хотят полностью заблокировать этот проект.
Первые трудности «Новатэк» испытал еще в прошлом году, когда под санкции попал импорт оборудования по производству СПГ. К счастью, первая линия, которая войдет в строй в начале 2024 года, была полностью оплачена и укомплектована западным оборудованием еще до начала СВО. Со второй и третьей линиями есть большие проблемы. Единственная российская технология производства СПГ рассчитана на малый тоннаж. «Новатэку» придется изменять проектную конфигурацию и выходить на проектную мощность, производя сжиженный газ на новом непроверенном оборудовании, от которого заказчик отказался при строительстве первой линии. Самым небольшим осложнением будет сдвижка сроков, но есть более серьезные неопределенности, говорит Вячеслав Кулагин:
— Со второй и третьей линией вопрос в том, что план, который был, реализовать не удастся, то есть, поставить туда крупнотоннажку. Новатэк рассматривает вариант поставить туда малый и средний тоннаж, то есть другую конфигурацию. Там ориентир был на то, что это будет российское производство. Я думаю, что эти планы сохраняются. А вот насколько на практике эти планы удастся реализовать — это вопрос, потому что для России это новый опыт, и отработанных решений ещё не было. Любое новое содержит множество нюансов, с которыми придётся столкнуться и при запуске, и при отладке. Подобную историю «Новатэк» уже проходил, когда вводил 4 линию «Ямал СПГ», насколько сейчас с более сложной задачей удастся справиться, пока, конечно, вопрос.
Как не бравируют представители самого Новатэка и энергетические власти страны, эксперты уверены, что новые санкции не будут безболезненными.
В сентябре были введены ограничения против еще одной структуры «Новатэк» компании «Арктическая перевалка», которая должна будет управлять перевалочными пунктами. Санкции по всей цепочке от производства до доставки заставит большинство международных компаний остерегаться работать с продукцией «Арктик СПГ-2». Из этого следует, что Новатэк будет вынужден переходить на российский флот и на те танкеры, которые хоть и ходят под чужим флагом, но через цепочку фирм имеют российских бенефициаров, считает Директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
— Это достаточно большая проблема, потому что наши СПГ проекты изначально ориентировались на аутсорсинг использования зарубежного флота и с точки зрения владения, и с точки зрения управления. Совкомфлот — наша компания, которая имеет ограниченные возможности по перевозке СПГ. Завод «Звезда», единственный, кто может строить СПГ-танкеры, не справится с таким объёмом заказов. Он на это не рассчитан. Кроме того, завод и сам испытывает проблемы. А на верфях Южной Кореи всё сложнее. Верфи Южной Кореи формально отказываются от сотрудничества с Россией, хотя вроде бы продолжают строить те танкеры, которые у них были заказаны.
Есть еще китайские верфи, но китайцы не умеют строить качественные газовозы. Кроме того, «Новатэку» и «Газпрому» понадобится целый флот, такие объемы за короткий срок для китайских судостроителей не под силу.
— Проблема обеспечения флотом является сейчас ключевой проблемой. Особенно проблема обострится, если будет введено эмбарго на российский СПГ в Европе. А это вполне возможно после 2026 года. По крайней мере, такой вариант обсуждается. Это удлинит транспортировку. Одно дело поставлять в Европу, совершенно другое — в Южную Азию, тем более, в Восточную, — указывает Алексей Белогорьев.
Санкции против «Новатэка» болезненны еще и по той причине, что ситуация на мировом газовом рынке меняется сейчас кардинально. Да, у России есть много газа, но есть и технологическая отсталость по производству СПГ. Пока российские производители газа будут налаживать собственное производство методом проб и ошибок, другие страны за эти несколько лет смогут изменить мировой газовый баланс в свою пользу.
Когда-то «Газпром» был самым успешным энергетическим оружием российских властей в Европе. Там хорошо помнят отключения 2008–2009 годов и угрозы отключения после 2014 года. Ирония судьбы заключается в том, что теперь наша страна сама пробует то лекарство, которое она когда-то прописывала свои геополитическим соперникам.
Как это ни странно звучит, но защитить российские интересы на рынке СПГ могут сами европейцы, полагает Вячеслав Кулагин:
— Тут есть интересы европейцев, которые это тоже прекрасно понимают. Если полностью отказаться от российского газа, цены скакнут. Америка будет в выигрыше, Европа — в проигрыше. У американцев пока не получается убедить Европу закрыть свой рынок для российского газа. Если ситуация не улучшится, то рано или поздно эти попытки могут сработать. Но Европа сможет себе это позволить только тогда, когда рынок СПГ не будет дефицитным.
Вероятность того, что рынок насытится СПГ, достаточно велика. Новые мощности строятся и в США, и в Азии, и они не испытывают сложностей с поставкой оборудования. После 2026 года в мире появится такое количество заводов, говорят эксперты, что «Арктик СПГ-2» потеряет большое значение. Европейцы будут стараться диверсифицировать поставки, чтобы не просто поменять российское доминирование американским. Вопрос только в том, успеют ли российские производители газа вскочить в этот поезд.
«НИ» обратились за комментарием в компанию «Новатэк». Они пообещали ответить на наш запрос, если сочтут это возможным. Пока такой возможности не представилось.