Posted 20 ноября 2023,, 15:00

Published 20 ноября 2023,, 15:00

Modified 20 ноября 2023,, 16:01

Updated 20 ноября 2023,, 16:01

Еда, да не та: ТОП-13 продуктов в магазинах, которыми унижают нацию

Еда, да не та: ТОП-13 продуктов в магазинах, которыми унижают нацию

20 ноября 2023, 15:00
Фото: newizv.ru

Еда, да не та: ТОП-13 продуктов в магазинах, которыми унижают нацию

В России увеличивается доля имитированных продуктов питания. В условиях санкций и падающих доходов населения выясняется, что незаменяемой еды нет. Мы прошлись по магазинам и собрали для вас ТОП-13 продуктов с сомнительной репутацией. Чтобы не оказаться жертвой маркетинга, внимательнеe читайте состав

Анна Снежина

Число фальсификата на российском рынке НЕ увеличилось за первое полугодие 2023 года. Доля таких товаров на рынке — 10-11%, как и в 2022 году, сообщили в Роскачестве. Вместе с тем глава ведомства Максим Протасов подчеркнул, что число такой продукции необходимо сводить на нет.

Фальсификат — это продукты и товары, когда, грубо говоря, заявленное на этикетке или упаковке не соответствует содержанию. За ликвидацию такой продукции готовы биться и сражаться государственные институции, а изготовители подделок и субститутов караются по закону.

Имитация еды

Но как же быть с ИМИТАЦИЕЙ? В отличие от фальсификата в этом случае заявленное на этикетке ФОРМАЛЬНО соответствует содержимому в таре, поэтому желающих побороть этот стыдный феномен днем с огнем не сыщешь.

Но можно ли с уверенностью сказать, что бизнес здесь морально волен сбывать то, что он сбывает — в сущности играть на тонких чувствах и желаниях потребителя — «выглядеть побогаче»?

Это вопрос рождает бурные реакции в предпринимательском сообществе — мол, спрос рождает предложение и ничего боле. Законы рынка. А в том, что люди не могут себе позволить настоящую лососевую икру, крабов, мясо, сыр и вино — виновато правительство, это оно не обеспечило своим гражданам достойные доходы.

Однако, всем таким эмоциональным предпринимателям хочется задать простой вопрос — вот ваша бабушка из деревни (пожилая родственница) с нищенской пенсией раз в год покупает к новогоднему столу «икру лососевую структурированную». Что вы чувствуете? Надкусив бутерброд, бабушка понимает, что это не икра вовсе, а отвратительное варево с отдаленным запахом рыбы. Ее чувства и ее стыд перед гостями можно себе представить. Да, бабушка клюнула на цену, да настоящей икры за 200 рублей не бывает и, о, да! — она не прочла состав.

Но ведь и вы позаботились о том, чтоб изделие-имитация было помещено в добротную жестяную банку — в точности такую же, в какую закатывают настоящую лососевую икру. Вы же создавали дизайн и писали на нем крупными буквами «ИКРА ЛОСОСЕВАЯ», а мелким шрифтом — «структурированная». Не вы ли вместе с нанятыми маркетологами просчитывали до сотых долей после запятой эффект массового сознания, которому легче скормить «икру структурированную» нежели «икру имитированную, восстановленную»?

До сих пор уверены, что подвоха тут нет? В сущности, вы продали бабушке не икру, и не имитацию икры, а её мечту о достатке. С того и спрос.

Итак, мы походили по магазинам и собрали

ТОП-13 продуктов с сомнительной репутацией

(предлагаем и вам дополнить этот список в комментариях).

1. Икра лососевая структурированная, она же икра-имитация

В действительности это не натуральная икра, а икорная масса с добавлением комплекса пищевых добавок. Поврежденные некондиционные икринки перемешивают в однородную смесь, затем придают ей форму шариков с оболочкой, тем самым восстанавливая структуру икры с помощью желирующих агентов, загустителей, красителей и усилителей вкуса.

«Икорные закуски», «икорные соусы» тоже по своей сути никакого отношения к настоящей икре не имеют. Основой имитированной икры выступают куриные яйца, мясо рыбы или водоросли. Сходство во внешнем виде достигается за счет добавления желатина и других связывающих ингредиентов, а по вкусу эти шарики и вовсе не имеют ничего общего с икрой, они скорее напоминают смесь рыбного соуса с маргарином.

2. Молочные продукты с заменителем молочного жира

Сметанный продукт, сырный продукт, сливочное масло, молоко, йогурты с ЗМЖ. Заменитель молочного жира — это композиция из растительных масел, которая по физическим и химическим свойствам похожа на молочный жир, но значительно дешевле в производстве. Заменители молочного жира делают в основном из подсолнечного, пальмового, соевого, рапсового растительных масел. В такой псевдо молочной продукции нет кальция и белка. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что продукты с заменителем молочного жира безопасны, только если это не частично гидрогенизированные масла. Частично гидрогенизированные масла содержат большое количество трансжиров, чрезмерное потребление которых ВОЗ считает одним из рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти.

3. Колбаса и колбасные изделия

Частое употребление переработанного красного мяса, то есть таких продуктов, как, например: колбасные изделия, ветчина и мясные гастрономические продукты, копчености, котлеты, бифштексы, антрекоты, шашлык и другие натуральные и рубленые изделия из мяса, шаурма, гамбургеры и другой фаст-фуд повышает риск развития онкологических заболеваний — в первую очередь колоректального рака.

Канцерогенный эффект переработанных мясных продуктов можно считать полностью доказанным — они внесены в 1-ю группу канцерогенных факторов по классификации МАИР (IARC), что означает: «доказанный канцерогенный эффект для человека». Само по себе красное мясо (то есть говядина и свинина) также входят в этот список канцерогенных факторов, но в группу 2а — факторы, «вероятно, канцерогенные для человека», говорит научный консультант Экспертного центра Союза потребителей Андрей Мосов. Причина такого исхода — в том, что в любых колбасных изделиях обязательно присутствуют нитриты. Попадая в пищеварительный тракт человека нитриты могут превращаться в канцерогенные нитрозамины.

4. Пельмени категории Г и Д

Согласно ГОСТу, пельмени делятся на 5 категорий. В начинке продукта категории «А» должно содержаться мяса свыше 80%, «Б» — от 60 до 80%, «В» — от 40 до 60%, «Г» — от 20 до 40%, «Д» — менее 20%. Остальную долю занимает соя, крупы, овощи и вкусовые добавки.

5. Крабовое мясо и имитация креветок

На фоне дорогостоящего настоящего крабового мяса крабовые палочки доступны по цене. Делается большинство такой продукции из специального продукта — сурими. Это мясо белых рыб (минтай, сельдь, скумбрия, редко- креветка), которое перемалывается до состояния однородной массы. Из этой субстанции и формуются такие имитации.

6. Оливковое масло с добавлением подсолнечного

В маслорастительной смеси «оливковой» действительно содержится оливковое масло — может быть даже первого отжима. Но также там содержится и масло оливковое рафинированное из выжимок, подсолнечное масло — и в какой именно процентовке, вы можете не узнать, даже досконально изучив этикетку.

7. Шоколадная плитка с < 25% содержания какао

Мы просто прочитали состав первой попавшейся шоколадной плитки в магазине. Такой ингредиент как какао в этом продукте — по своей массовой доле не на первом месте, не на втором и даже не на третьем. Этот «шоколад» прежде всего состоит из сахара, заменителя масло какао, сыворотки молочной сухой, а вот какао-порошок — тут на последнем месте.

8. Вино, которое не вино

Принято считать, что вино, стоящее ниже $50 за литровую бутылку, производится не из виноградного сусла, а из винного порошка с добавлением воды и спирта. Что бы при этом ни было написано на этикетке.

9. Сублимированный кофе и чай пакетированный

Для изготовления такого продукта раздробленные кофейные зёрна варят до получения густого концентрата. Полученную массу замораживают, а после с помощью вакуумных установок из нее выпаривают жидкость. Получившуюся субстанцию измельчают ножами в те гранулы, которые мы и видим в банках на полках магазинов.

Иной раз в подделках и вовсе нет ничего от настоящего кофе. Вместо этого используется цикорий, зерновые культуры, крахмал, кукуруза и другие ингредиенты, которые просто тоже проходят некий процесс обжарки.

Что можно сказать про пакетированный чай? Если заварить пакетик чая в кружке и хороший листовой чай в заварочном чайнике — отличаться будет все: цвет, вкус, аромат. Бытует распространенное мнение, что пакетированный чай — это отходы производства чая листового, «пыль индийских дорог».

10. Соки, которые в действительности сокосодержащие продукты

Коробки с соками в наших магазинах — чаще всего не соки, а вода с фруктовым сиропом или вовсе свекольный отвар с добавлением ароматизаторов или аскорбиновой кислоты.

11. Хлеб из «химического» теста

Почему ухудшается вкус хлеба и хлебобулочных изделий?

До 1990 года в России все зерно по качеству делилось на продовольственное (1 — 3–й класс) и фуражное (4–й класс), которое шло только на корм скоту.
С перестройкой бывший фураж (4–й класс) был признан пищевым. Сейчас планку опустили еще ниже: в 2018 году принят ГОСТ на зерно пшеницы, который допустил использование кормового зерна 5–го класса для хлебопекарной муки. У зерна 5–го класса не регламентируются содержание белка и другие важные показатели, определяющие качество муки и хлеба. Для сравнения — на известной французской бирже MATIF, где торгуют пшеницей для выпекания высококачественного хлеба, зерна с клейковиной ниже 28% (наш 2–й класс) не бывает.

12. Торты и кондитерские изделия с пальмовым маслом

Кондитерские изделия в последнее время также заметно сдали во вкусе из-за разрешенного использования в них пальмового масла. Его добавляют в пирожные, торты, рулеты, кексы, крекеры, печенья, булочки, шоколадные конфеты, батончики, глазури и в сам шоколад для продления срока хранения. Также вкус тортов и кондитерских изделий точно не улучшают «растительные сливки» без намека на сливки, «масляный крем», который на самом деле маргарин и т. д.

13. Спаржа по-корейски

В спарже по-корейски или «спарже для бедных» тоже нет ничего настоящего от спаржи. Это даже не растение, это снятая с кипяченного соевого молока пенка-жмых (из белка и жира).

В 90-х годы, когда этот продукт появился в России, а о настоящей спарже можно было только мечтать, маркетологи так именовали этот продукт из-за небольшого внешнего сходства.

Возвращаясь к философскому вопросу об имитации еды. Так должно ли государство и бизнес-сообщество стараться ликвидировать этот расширяющийся феномен или действительно в условиях падающих доходов населения так работают рядовые механизмы рынка?

Андрей Нечаев, экономист, бывший министр экономики России:

— В мире сейчас одновременно развиваются два противоположных тренда. Первый — появление более дешевых продуктов питания, произведенных на базе более дешевых материалов. А второй тренд — появляются, наоборот, более дорогие продукты питания, для обозначения которых используются термины «оганическое», «био», «премиум» и т. д., такие продукты существенно дороже, а на их реализацию ориентированы специализированные магазины.

Первый тренд — дешевые продукты — это следствие значительного числа бедных, которые готовы покупать продукты неидеального качества. В России это положение дел сегодня усугубляется действием санкций: когда вместо пармезана сырный продукт (для понимания).

Должно ли вмешиваться государство? На мой взгляд, в случае с имитацией продуктов питания перед государством стоят две важные задачи: 1. Пресекать дезинформацию и введение потребителя в заблуждение. На упаковке, условно, не должно быть написано: «Икра красная», если в реальности это синтетический сублимированный продукт. Иначе говоря, покупатель должен быть четко проинформирован о том, что именно он покупает, особенно если это что-то сильно замаскировано под нечто другое. 2. Эти продукты не должны быть опасны для здоровья.

Всё, что за пределами этих двух правил — действительно, есть право бизнеса и право потребителя. Если человек хочет есть колбасу и пить соевое молоко, значит, он будет это делать. В конце концов, потребитель тоже должен нести ответственность за свой выбор. Если бабушка сама не разбирается в продукции, пусть погуглит или пусть попросит внука сделать это для нее.

Игорь Николаев, экономист:

— Естественно, я не скажу, что это нормально, что у нас увеличивается количество таких продуктов. Задача минимум для государства — чтобы подобного рода продукты не были опасны и вредны для здоровья. Если это обеспечивается, с этим можно смириться. Такая имитация в принципе продаётся, только если стоит значительно дешевле оригинала. Но, если мы хотим, чтоб таких товаров не было вовсе, то нужно обеспечивать высокий уровень жизни людей, при котором они не станут это покупать, сколь бы дёшево оно ни стоило. Вот это уже задача максимум для государства.

Дмитрий Потапенко, предприниматель, блогер:

— Не ответственность бизнеса, а ответственность, прежде всего, самих людей, которые имеют то правительство, которое они для себя сознательно сконструировали, не ходя на выборы, не принимая участия в важных процессах страны. И это правительство сегодня предлагает им те доходы, на которые они могут купить то, что могут купить. Появление любого товара — это спрос или предложение, которое удовлетворяется спросом. Имитированная икра понижает достоинство, а черная настоящая икра — повышает, какие проблемы? Потребитель потребителю — рознь. Люди, ориентирующиеся в магазинах прежде всего на цены, знают, что они покупают подделку. А теперь скажите мне — мы какого чёрта к ним на стол лезем и опять им что-то запрещаем? Хотите сказать, что они не знают, что покупают имитацию еды? Знают. Но на настоящую нет денег, а, покупая поддельную черную или красную икру, они просто сами себе хотят казаться богаче. Это не закон рынка, это закон жизни.